Сб, 20 April

Обновлено:12:07:01 AM GMT

Премудрость и знание чистое
  •  
Вы здесь: Гармония Мир веры Дух да властвует
Слово "духовность" сегодня очень в ходу, без него не обходятся эффектно названные программы радио и телевидения, различные "круглые Столы", газетные и журнальные статьи, посвященные нравственным проблемам. Есть оно и в лексиконе политиков диаметрально противоположных устремлений. Увы, это вовсе не означает, что духовность стала органическим элементом нашей жизни... Хотя суждений о духовности много, рассуждающие о ней не ведают ее сути. Утрачен смысл, забыты истоки, неверно толкуется предначертанное.

Тем не менее современный человек все более склоняется к убеждению, что духовная жизнь не могла быть взлелеяна исключительно только человеческой культурой. Иначе как объяснить неисчислимые факты пренебрежения духовностью на протяжении многовековой истории человечества. Культура оказалась не в состоянии привить основы духовности в повседневной жизни людей; более того, она сама не избежала воздействия бездуховности. Отсюда и огромный разнобой мнений о том, что такое духовность и каково ее место в человеческой жизни.

В поисках ответа вполне оправданно обращение к наследию мысли, которая на протяжении почти целого тысячелетия была духовной пищей. И тогда разговор о духовности будет вполне конкретен — если, разумеется, мы станем опираться на опыт, по крупицам собранный христианами, Отцами Церкви.

Духовное творчество издревле было неотъемлемым элементом государственного строительства, важным условием выработки нравственных норм и правил многонационального общежития. Поборники одухотворения жизни не только предавались аскетическому осмыслению законов созидания и Божественного мироустройства, но переводили заповеди Священного Писания на практическую основу. И в ряду этих подвижников совсем близко от нас по времени — святитель Феофан, Затворник Вышенский.

Речь в его трудах идет о таких сферах человеческого существования, как способность к рефлексии, типы деятельности, эмоциональное состояние и поведение: без осмысления этих сторон жизни святитель не мыслил проявления духовности в человеческом обществе.

Феофан выделяет "пять ярусов", так или иначе входящих в жизнь человека. Интересно, что такая классификация в целом соответствует современным научно-психологическим представлениям о человеке. Святитель не уходит от реальностей жизни. Как бы ни были суровы и жестки условия, подводящие человека к тому или иному личностному выбору, проявление человеческой индивидуальности не может быть сведено к крайностям. "На какой бы степени (восхождения) ни находился человек, другие стороны жизни остаются присущими в ней" — такова диалектика восприятия совокупного существования плоти и духа.

Человек открыт для духовной жизни на всех этапах своего пребывания в  телесном мире. Более того, и высокодуховный человек не застрахован от падения и пленения телесными понуждениями. Человек всегда свободен. Залог же его свободы — в способности к самоосознанию. Осознав себя свободным, человек перестает быть невольником судьбы; он сам — "виновник своего внутреннего состояния". Осознание собственной жизни, ее внешних тягот и душевных мук делает его ответственным перед Богом и людьми, ожидающими от него совестных действий и поступков.

Святитель Феофан причину душевного разлада, дисгармонии и отхода от духовности видит в привнесенных страстях. Их распространение в обыденной жизни — это и объект научного познания. Но для ученого, исследующего феномен человека, здесь много неясного: от механизма формирования сознания до его взаимосвязей с бессознательным. Однако в главном любой здравомыслящий ученый согласится с Феофаном: высшие духовные цели и ценности, как правило, вытесняются установками подчиненными (в смысле нравственной и социальной субординации).

Забвение духовных потребностей — не только личная трагедия большинства наших современников. Возведение низменных устремлений до уровня общественного идеала, спекуляция на чувствах и эмоциях обывателя низвергают общество в пучину бездуховности. Грех лукавства еще усугубляется, когда на словах провозглашаются ценности православия, а на деле поощряется лишь служение маммоне, утверждается власть золотого тельца — и все это преподносится как высшее достижение цивилизации, демократии и свободы!

Современная общественная жизнь такова, что угроза катастроф, экологических бедствий и т.п. легко проникает в наше сознание и побуждает ученых и общественность к активным действиям. Когда же речь заходит о катастрофе духовного уровня, мы недооцениваем неизбежные последствия. Однако уловки и ухищрения способны обмануть лишь желающих быть обманутыми: "Кто имеет уши слышать, да слышит!", Матфея 13:9.
.
Происходящее сегодня страшно, но вполне доступно объективным оценкам, по уже разработанным наукой критериям. Один из них — коэффициент интеллектуальности, позволяющий судить о степени мыслительных способностей личности, а значит, и о культурном развитии общества. Не так давно, по данным ЮНЕСКО, коэффициент интеллектуальности советской молодежи был одним из самых высоких в мире. Но уже в 1988 году по этому показателю мы оказались на на 49 месте! Надо полагать, сегодня дело обстоит много хуже. Хотя уже начался обратный процесс — к его повышению.

Недооценка духовного фактора, фактическое вытеснение его из комплекса социальных установок имеет следствием и рост заболеваний неврозами, увеличение количества душевнобольных. На мировом фоне массового умопомешательства особенно удручает положение сегодня, когда только на учете в психдиспансерах состоит более 5,5 миллиона человек с диагнозом тяжелых форм психоза. Общая же цифра душевнобольных превышает 25 миллионов человек.

Как справиться с бедой? Какими путями выходить из бездны обступивших  сил зла?

И как здесь не прислушаться к выводам святителя Феофана: "Беспорядочность в семейство и общество вошли изнутри человека. Не будь его внутри, не было бы его и вовне. Теперь внешнее отдает обратно внутреннему то, что от него получило".

Давно пришла пора переосмыслить бытующее среди нас понятие духовности, наполнить абстрактную категорию подлинным содержанием. Лишь тогда духовная жизнь пойдет по пути именно духовного делания, станет мощным рычагом формирования личности, эффективным средством преображения и возрождения общества.

"Стяжай Духа Святого — и тысячи вокруг спасутся".

Готовы ли мы внять этому призыву?

"Наука и религия"
Просмотров: 2990