Вт, 23 April

Обновлено:12:07:01 AM GMT

Премудрость и знание чистое
  •  
Вы здесь: Познание Вера Иисусова молитва
Наше сознание так устроено, что непрерывно жаждет новых впечатлений, перемен мыслей, ощущений, жизненной обстановки. Между тем практика Иисусовой молитвы требует длительного ее повторения, и перемены в ощущениях могут быть недостижимы годами, как это было со мной. Ищущий часто спотыкается о такой порог и подпадает под влияние различных внушений, земных и тонких. Дескать, Иисусова молитва для нашего времени устарела, есть более "продвинутые" практики, приводящие к скорым результатам. Иные "восточные" методики помогают открыть "третий" глаз - и, глядишь, попал человек под одержание, то бишь стал одержимым. Дело в том, что большинство подобных, так называемых "восточных" методик, как уже говорилось, разработаны на Западе. И даже если они относительно успешны там, "у них", вовсе не факт, что таковыми будут и у нас.

Рациональный тип западного сознания менее чувствителен к впечатлениям из тонкого мира. Европеец впитывает из "восточных" практик чаще всего то, что способствует жизненному успеху, созданию материального комфорта, продления сексуальных удовольствий и т.д. Конечно, он тоже увязает в болоте таких "практик", но этот процесс происходит медленно, без видимых срывов сознания. А наш тип сознания с повышенной эмоциональностью и более открытым сердцем скорее реагирует на духовную фальшь. И крах случается незамедлительно!

В то же время любая духовная работа, а Иисусова молитва в особенности, не терпит рутины и остановки. На известных ступенях духовного продвижения старцы рекомендуют творить собственную молитву, и сами придумали их множество. Сама Иисусова молитва создана монахами, Иисус Христос заповедал, как известно, одну молитву - "Отче наш".

Как же соединить традицию и новизну?

Конечно, у каждого свой опыт, я могу говорить лишь о собственном. Усвоение того, что сделали до тебя, выполнение рекомендаций опытных старцев абсолютно необходимы, когда становишься на путь молитвы, "самодельщина" на первых порах недопустима. Это как в науке, искусстве, в любом деле. Только тщательно изучив опыт мастеров, можешь сделать новый шаг, открыть, создать нечто новое.

В то же время, если ты мирской человек, твой опыт будет неизбежно отличаться от монашеского. Ибо тебе придется практиковать молитву не в затворе, а в электричке, трамвае, метро, искать "окна" на работе, словом, в любой обстановке. Кроме того, рекомендации книг и старцев доводят искателя до известного порога, до безмолвия, а там начинается самостоятельное плавание...
И здесь единственный поручень, единственный маяк - имя Иисуса. Имя Того, Кто бесконечно превосходит по уровню духовности среднестатистическую массу человечества, Кто сумел вместить Бога и Истину в земном теле. При таком ощущении Христа практика Иисусовой молитвы всегда успешна, какой бы деятельностью человек ни занимался. Молитва пробуждает в нас  начало Творца, которое с максимальной полнотой нес в Себе Иисус Христос.

Возвращение к истокам

Мой молитвенный опыт насчитывает около тридцати лет. Вначале я практиковал молитву "Пусть миру будет хорошо", проговаривал ее вслух, затем мысленно, пробовал повторять также известную буддийскую мантру "Ом-мани-падме-хум", некоторые индуистские мантры. И хотя случались прорывы к Благодати, был далек от того, к чему стремился.

В 1985 году у меня произошла встреча с отцом Наумом, монахом Троице-Сергиевой Лавры. Разговор начался на суровой ноте. "Новомодными учениями увлекаешься?" -  строго спросил меня отец Наум. "Увлекаюсь", - ответил я. "Что же ты, отставной русский офицер, шляешься по чужим окопам?" - отчитал меня мой собеседник, подлинный мастер исихазма. Встреча произвела на меня огромное впечатление. За словами нашего разговора шла бессловесная беседа, которая, как я впоследствии понял, была куда важнее слов. Внешне разговор шел напряженно - строго с его стороны и вовсе не смиренно с моей, что вызывало его недоумение и даже легкое раздражение: зачем пришел, если в душе не соглашаешься со мной? А я чувствовал, что от отца Наума шла на меня волна Благодати, та самая, которая посещала в редкие часы прежде. В конце разговора я спросил, могу ли прийти к нему снова. Он коротко ответил: "Приходи". Я вышел от отца Наума потрясенный и совершенно примиренный, ощущая нашу встречу с ним как благословение на глубокое вхождение и освоение.

Опыт старцев я знал в основном по литературе - по "Откровенным рассказам странника духовному отцу своему", по Мотовилову, Достоевскому, Константину Леонтьеву. После встречи с отцом Наумом у меня возникло страстное желание изучить практику исихазма - тексты Григория Паламы, Григория Синаита, Исихия, Иоанна Лествичника, а также других мастеров "умного делания" - византийских и русских. Конечно, я не мог в полной мере овладеть монашеским опытом из-за своей постоянной "мирской" занятости, тем более не мог повторить опыт непрерывного трехлетнего столпничества Серафима Саровского. Тем не менее, что касается Иисусовой молитвы, удалось пребывать в ней почти постоянно. Я стал чувствовать "отепление" сердца - начальную стадию успешной молитвы, потом -распространение "сердечного огня" на все тело. Но самое главное - стали приходить минуты безмолвия, всю цену которых я осознал не сразу. После них лучше дышалось, лучше жилось и думалось. Много размышлял: что в это время происходит? В сами эти минуты не происходит ничего. Ты молчишь, в голове, как редкие облака, проплывают мысли, внимание обращено на дыхание, оно становится тихим, почти неуловимым, в сердце горит ничем не колеблемый лепесток свечи. Течение мыслей прекращается совсем, все твое существо охвачено ничем не нарушаемым покоем. При этом замечу, что я никогда не переживал одномоментных озарений, наподобие тех, которые описал А.С.Пушкин в стихотворении "Пророк", когда перед человеком разворачивается одновременная картина Бытия:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.

Капканы и ловушки

Состояние ненарушимого покоя в исихии (безмолвии) отличается от того, где ощущается воздействие обитателей тонкого мира. Сейчас много людей, слышащих голоса, записывающих послания, стихи, музыку под диктовку, занимающихся "автоматической" живописью - это когда некто "свыше" водит рукой по бумаге или холсту. Продукция подобного творчества, как правило, малоинтересна.

В состоянии исихии ничего подобного не происходит, но зато потом наступают приливы энергии, твоей энергии. А лучше сказать, она и твоя, и не твоя. В этом смысле нет лучшего примера, чем пример Александра Сергеевича Пушкина. Тот Божественный Глагол, который "слуха чуткого коснется" и заставит поэта бежать "на берега пустынных волн, в широкошумные дубровы", отнюдь не надиктовывал ему стихи. Свидетельство - черновики Пушкина, показывающие его огромную самостоятельную работу над стихами.

Именно безмолвие дает в считанные секунды большой заряд тонкой энергии, способный пробудить твои собственные силы, твой собственный дремлющий опыт, дает творческую силу, а не использует тебя как рупор. Хотя в крайне редких случаях возможно и такое. Коран, согласно мусульманскому преданию, услышан пророком Мухаммедом от архангела Джебраила (Гавриила), а уж потом, с его слов, записан людьми.

Состояние безмолвия - неизбежный порог на пути к Богу, как Духу. Но о порог можно и споткнуться. Чаще всего это происходит, когда человек начинает слышать "божественные" голоса или видеть "бога", не в состоянии отличить подлинное от фальшивки. Согласно эзотерическим учениям, эти голоса идут из тонкого мира, населенного душами ушедших людей и иными сущностями, среди которых немало колдунов, лжепророков или просто безответственных неудачников, не сумевших реализовать себя при жизни и пытающихся это сделать "оттуда". Поскольку же своего тела нет, используется чужое. В наши дни подобные случаи не редкость.

Как научиться распознаванию? Вспомним слова евангелиста: "Бога никто никогда не видел". Полагаю - никто и не слышал. Та Сила, Которая незримо и неслышно пронизывает Вселенную, в силу Своей необъятности недоступна ограниченному человеческому сознанию, даже если это сознание святого. Реальные видения людьми архангелов, Иисуса Христа или Богородицы случались, но это были видения, которые потрясали все существо смертного человека, всю его душу и тело. Такие видения были у Пушкина; пережил их Арджуна, один из героев  "Бхагавадгиты". Пушкин - "как труп в пустыне я лежал", Арджуна взмолился Кришне явиться в человеческом образе, ибо Божественный невыносим для лицезрения.  

Когда  же "небожители" прилетают, как бабочки, по первому зову контактера, русские опытные старцы всегда рекомендовали посмотреть на их одежды внизу, не торчат ли из-под полы козлиные копыта...

Думаю, таким же образом обстоит дело и со словесной диктовкой "свыше". Современные примеры реального контакта Высших Сил с помощью автоматического письма столь же редки, как и в прошлом. Агни Йога, "Чайка по имени Джонатан Ливингстон" Ричарда Баха - то, что известно. Остальное - либо повторение уже сказанного, либо убогий "самопал". Критерий подлинности - мощь и воздействие Божественной "автоматики" на миллионы. Та же "Чайка", о которой записавший ее Ричард Бах сказал, что ему в ней не принадлежит ни одного слова, до сих пор поражает читателей в любом месте Земли необычайной художественной силой.

Но не таково ли воздействие всех творений человеческого гения? В случае Ричарда Баха Божественный Луч нес прямую свою информацию, в других же случаях Он пробуждал  искру, дремавшую в человеческом сердце. Включается зажигание, и в человеке начинает звучать Божественное Начало. Тогда этого человека называют Данте, Моцарт, Пушкин, Сент-Экзюпери...

Какое отношение имеют вышеназванные имена к Иисусовой молитве? Дело в том, что человек может не произносить слова Иисусовой молитвы, но своими делами, всем своим существом служить той Силе, которую максимально содержал в Себе и выразил Иисус Христос. И наоборот, человек может произносить сколько угодно молитв, но если душа его полна низких мыслей и себялюбия, очень легко может угодить в какой-либо хитроумный капкан.

Обращение к Богу и контакт с ним

Обычно под словом "молитва" понимают обращение к Богу  с какой-нибудь просьбой. Считается, что лучшая молитва, когда человек просит не о себе, молится не за себя, а за других, лучше всего - "за мир". Но ведь по определению Всевидящий и Всеслышащий Бог без просьб знает, что нужно каждому человеку и миру в целом. Так оно и есть. В начале своей молитвенной практики я тоже обращался к Богу с просьбой: "Пусть миру будет хорошо", в общем-то, зная из святых книг, что Бог и без меня делает все, чтобы миру было хорошо. Тем не менее обращался. Зачем?

Начинающий молитвенник представляет Бога как некую внешнюю силу или некое существо, чье внимание он хочет привлечь к себе. Многие, не добившись успеха, перестают молиться. Главный секрет действенности молитвы - в пробуждении сердца, то есть той силы, о которой в одном из канонических Евангелий сказано: "Царство Божие внутри нас есть". В апокрифическом же Евангелии от Фомы эти слова Иисуса Христа уточнены так: "Царство Божие внутри и вне нас". Уточнение дает возможность лучше понять процесс молитвы - как соединения нашего внутреннего Христа с Христом внешним. Вначале "отепляется" левая часть груди, там, где находится физическое сердце. Потом зажигается правая часть груди. Затем огонь опускается в район солнечного сплетения и поднимается вверх до горла. Были у меня случаи, когда начинало гореть все тело, но в этих случаях я прекращал молитву, так как знал из литературы, что может начаться неконтролируемый процесс самовозгорания, опасный для нашего организма. Именно по этой причине преждевременно ушел из жизни знаменитый подвижник Индии Вивекананда.

Могут подстерегать иные опасности. Несколько лет назад Россию потрясло известие о трех монахах, убитых на Пасху в Оптиной пустыни. Мало кто обратил внимание на то, что  все трое практиковали Иисусову молитву и однажды пережили экстатические состояния. Они восприняли их, как зов Бога покинуть землю. Монахов охватило непреодолимое желание расстаться с этой жизнью и вознестись в ту именно на Пасху. Не умаляя их духовного подвига, выскажу такую мысль: не исключено, что они таким образом сами притянули к себе форму смерти. Если бы внимательно изучили опыт старцев, то поняли, что "прелести" бывают и уводящие от жизни с ее тяготами. Старцы же всегда напоминали, что земная жизнь дается человеку для труда и желание прекратить ее не разрешено.

Вернемся к молитве. "Отепление" сердца - первая ее ступенька. Следующие трудно поддаются описанию. Когда внутренние вибрации сердца достигают необходимых частот, они входят в резонанс с Божественными Вибрациями. Происходит замыкание внутреннего Христа, внутренней искры Божьей человека с Божественной Силой вне нас. Молитва начинает работать.

Таким образом, обращения к Богу со словами звучащими, мысленными, разогрев сердца - это лишь средства для установления связи с тем, что является Несказуемым и выражается чудесным, мирным состоянием.

Возжелав в душе унять тревогу,
Вражьих стрел хвативши
через край,
Я однажды постучался к Богу
С вечным и тоскливым нашим:
"Дай!"

По иной, по этой ли причине,
Все мои тревоги отлегли,
Но и лучше стрелы наточили
В тишине угрюмые враги.

Продолжая тряскую дорогу
По ухабам жизненной возни,
Радость я принес к Престолу
Бога
И воскликнул весело: "Возьми!"

И волною теплой грудь омыло,
С глаз моих упала пелена
До поры, пока не накатила
Новая холодная волна.

Породнив и радость и тревогу,
Не считая годы и труды,
В третий раз я поднял очи к Богу:
"Сердце без остатка занял Ты".

И занялся в сердце ровный,
сильный,
Жаркий, но совсем не жгучий
свет,
Голубой, смарагдовый и синий,
Об ином -
Ни слов, ни красок нет.

Знавший цену вышесказанному Тютчев однажды заметил: "Мысль изреченная есть ложь". Это не помешало ему создать сотни поэтических шедевров. Знал, что говорил, и Есенин, когда писал:

Несказанное, синее, нежное,
Тих мой край после бурь,
после гроз,
И душа моя, поле безбрежное,
Дышит запахом меда и роз.

Несказанное, хотя и не передается словами, но стоит за ними, ощущается человеком, дышит через слова, мысли и чувства.

Молитвой может быть сочинение стихов, другие формы творчества, хотя, разумеется, не всякое сочинительство есть молитва. Истинно творческий труд вводит в состояния, подобные тем, которые посещают человека во время молитвы. Оттого бывает, что поэт, музыкант, живописец, выйдя из творческого процесса, предается алкогольным возлияниям - рутинная жизнь кажется невыносимо пресной в сравнении с периодом творчества. Говорю об этом не понаслышке, сам в свое время изрядно послужил "зеленому змию". Если же Иисусова молитва становится твоим постоянным спутником, нужда в алкогольном допинге отпадает, он становится неинтересным, ибо те состояния, которые дает вино, несопоставимы с молитвенными.  

Самая действенная

Почему именно Иисусова молитва такова? Во время молитвенного "отепления" сердца появляются излучения, становящиеся заметными в пространстве. Они привлекают внимание ангелов, говоря языком христиан, или развоплощенных высоких духов, согласно лексике Востока, которые прилетают и помогают молящемуся. Но эти же излучения притягивают и разного рода темную нежить, как всякий свет в ночи влечет мошкару. Нежить, то есть бесы, не рискуют напрямую приблизиться к источнику света, он их обжигает. Они ищут в энергетической оболочке человека слабые места, христиане называют такие щели греховными мыслями, буддисты - клешами - низкими влечениями. Через эти отверстия в ауре и проникает в человека нежить. Поэтому кто ступает на путь молитвенной практики, должен всегда отчетливо понимать, что он ступает на поле битвы. Такая битва непрерывно происходит в небе любой страны, проекцией ее являются наши земные бои. В христианских странах небесную битву ведут светлые духи во главе с Иисусом Христом, в странах, где господствуют иные религии, - сонмы национальных святых, ушедших в небо. Но на землю к людям высокие духи спускаются лишь тогда, когда их призывают. Закон свободы воли для них непреложен. В этом особенность работы светлых духов. Темные  же лезут со своими услугами и нашептываниями без всякого приглашения. При этом темными могут быть не только духи злобы, но любые безответственные духи, которых, не ведая, что творит, может позвать на помощь иной человек в эгоистических целях.  

Вот почему "легче" молиться своей, "намоленной" для данной страны молитвой, или, как иногда говорят, молитвой, вписанной в эгрегор данного народа. Светлые духи данной страны легче услышат "свою" молитву, придут на помощь, защитят от темных. Это я тоже знаю не из книг.

Путешествуя по Индии, я часто посещал вишнуитские, шиваитские, сикхские храмы, буддийские монастыри. Буддизм называют религией без Бога, там Бога заменяет Учитель, ибо для буддиста Бог в Его высшей ипостаси непознаваем.

Религиозность жителей Индии очень привлекательна не только своей терпимостью, но и открытостью.

Однажды, бродя в Гималаях, я наткнулся на одинокий жилой дом. Дело было зимой, десять лет назад, а в тех невысоких Гималаях, где я бродил, в январе выпадает снег и порой лежит целую неделю. Вдруг слышу слова на английском: "Кто ты?" Поднимаю взгляд, вижу на балконе второго этажа человека. Что я мог ответить на вопрос, кто я? Говорю: "Рашен йог". Он оживился: "Айм йог ту. Кам ин". Я поднялся в дом, познакомился с хозяином. Он оказался человеком разговорчивым, гостеприимным. Фермер, содержал коров, большой фруктовый сад, держал работника-непальца. Был женат. Когда ввел меня в дом, я заметил в углу женщину, молившуюся перед изображением Шивы. Ее молитва продолжалась около часа, пока мы говорили. Когда она закончила молитву и повернулась к нам, хозяин дома представил ее мне, как свою жену. И добавил, что оба они йоги-шиваиты. "А ты к какой йоге принадлежишь?" - спросил он. "Агни Йога", - ответил я. "Не знаю такой. Кто у тебя Учитель?" - "Иисус Христос". - "Христа знаю". Беседовали мы долго на самые разные темы, и это при моем скудном английском. Но индусы - люди очень понятливые, понимают все с полуслова...В заключение он предложил мне вместе помолиться в его семейном храме.

Он провел вниз по горе в конец своего сада к невысокому строению из камня с типичной для шиваитских храмов архитектурой. Позвонил в колокольчик, висевший над дверью, то же сделал я. Таким способом  в Индии извещают богов о своем приходе. Мой новый знакомый зажег ароматические палочки и стал распевать молитвы Шиве. Я молча молился Христу. И чувствовал, что Благодать снизошла на меня в этом "чужом" храме. Когда мы оба закончили свои молитвы, индус, видимо, что-то почувствовав, спросил меня: "Кому ты молился?" - "Иисусу Христу", - ответил я. Он улыбнулся: "Я это понял. А ты когда-нибудь видел Христа?" - "Нет". - "Я Шиву тоже никогда не видел. Но он у меня здесь". - Мой знакомый указал на сердце. "У меня Христос тоже здесь", - согласился я. При этих словах индус обнял меня.

На окраине Дели есть ашрам, который называется Гобинд Садан. Возглавляет ашрам известный во всей Индии святой Баба Вирса  Сингх. Святой этот прославлен многими своими исцелениями, пророчествами, а также тем, что ему было видение Иисуса Христа. На месте видения по рисунку Бабы Вирса Сингха сооружена статуя Иисуса Христа Таким, как Он привиделся махарадже, так иногда называют этого святого Индии. Редко встречал столь благодатное место для молитвы, как поляна в Гобинд Садане, где стоит статуя. Сюда съезжаются паломники со всего света, прежде всего из Индии. Трогательно, но непривычно смотреть, как индуисты в белых одеждах, мусульмане в чалмах, сикхи простираются ниц у ног "нашего" Иисуса Христа. Здесь, по рассказам очевидцев, случались исцеления неизлечимо больных. Замечательные минуты пережил здесь и я, когда часами просиживал в молитвах у статуи, многие мои стихи ведут происхождение отсюда.

От затворников - в мир

Завершая эти заметки, хочу подчеркнуть, что многому научился у молитвенников "Добротолюбия",  много дала  Индия, ее священные книги и живое общение с ее  людьми, имеющими свою практику погружения в безмолвие.

Сам я всегда жадно искал живой опыт молитвы и безмолвия не только у святых людей, но и у "мирских". Сделал вывод, что опыт мирянина неизбежно отличается от монашеского. И другой вывод - молитвенный опыт любого человека индивидуален, он зависит от возраста, профессии, национальности, места проживания и других факторов. Кроме того, этот опыт всегда творческий. Какие бы рекомендации тебе ни дали книги и люди, эти рекомендации доводят человека до известной черты, до известного порога. Дальше иди и твори сам. Единственный поручень - имя Христа.

Иисусова молитва в корне отличается от современных психологических тренингов, которые учат, как добиться в жизни успеха, заработать много денег, отладить здоровье, стать успешным бизнесменом и т.д., то есть решить личные задачи. Цель Иисусовой молитвы - работа на человечество. Слова эти - не риторика, они фиксируют тот реальный факт, что в мире всегда были, есть и будут люди, решающие общечеловеческие задачи: внесение энергий гармонии и миротворчества, любви и целительства в мировую хаотическую энергетику. Эти люди не противопоставляют личные задачи общественным, они решают их походя, двигаясь в направлении Общего Блага.

Не нужно бояться такого расширения границ религии, где бьет родник любви к Родине, где живет любовь к людям, где есть бескорыстие и бесстрашное искание Истины. Кто ближе к Богу, разберется Сам Бог, кто ближе сердцу Родины, разберется ее народ.

Возвращение к христианству предполагает широкое взаимодействие с людьми разных конфессий. Задача состоит в изучении духовного опыта иных религий, в том числе опыта молитвенного. В этом смысле нельзя обойти опыт ислама, может быть, самой активной из современных мировых религий. Кстати сказать, суфии, являющиеся в исламе некоторыми аналогами исихастов в православии, не удаляются от мира в затвор, осуществляют свою духовную практику, оставаясь известными в миру людьми: поэтами, музыкантами, ювелирами...

Сегодня немало интересующихся практикой суфизма, буддизма, индуизма. Сегодня  опыт немногих становится достоянием многих. В этом убеждает замечательный фильм Павла Лунгина "Остров". Никогда еще кинематография не прикасалась так успешно к высочайшим духовным материям. По существу, это картина об Иисусовой молитве. И тот факт, что она вызвала  широкий резонанс в обществе, что ею заинтересовались многие, в том числе тяготеющие к "инославным" духовным направлениям, внушает оптимизм. Значит, мы в состоянии вернуться на свой Путь. Нам лишь нужно потрудиться, чтобы опыт, накопленный русскими старцами и опытными в Иисусовой молитве мирянами, расширил границы действия. Не нужно питать иллюзий - массовым этот опыт не станет. По крайней мере теперь. Но сферу влияния такого опыта следует расширить. У народов многих стран есть поверье: там, где поселился праведник, меньше бедствий и всяческих неблагополучий. Ученые уже обсуждают факты воздействия коллективных молитв на погоду. Почему бы не попробовать объединить два этих фактора - энергетику опытного молитвенника с энергетикой человеческих сообществ в целях создания положительного силового поля в той или иной местности? А ведь в противоположном направлении работа ведется давно, усиленно - успешно. Ведь разного рода фильмы кошмаров, разнузданные темные заклинания иных рок-групп, подпитанные эмоциональной реакцией миллионов (неважно, поклонников или противников), создают отрицательные энергетические поля, провоцирующие земные неурядицы.

Почему же не попробовать создать светлый энергетический противовес? Каким образом создать его? Совместными усилиями Церкви, правительства, СМИ. Это может пойти на пользу не только одной страны, но всему миру, в том числе МЧС многих стран, которые уже не справляются с нарастающим числом катастроф, а чем дальше, тем неспособность эта будет проявляться сильнее. Растущую экспоненту катастроф можно уменьшить с помощью благой энергетики людей, говоря языком науки, и с помощью молитвы, говоря языком Церкви. Доказано не однажды.

"Наука и религия"
Просмотров: 5431