Сб, 20 April

Обновлено:12:07:01 AM GMT

Премудрость и знание чистое
  •  
Вы здесь: Профессии На шаг впереди Конструктор и богослов
В начале ХХ века, удивляя наших дедов и прадедов, парили над просторами русской равнины огромные железные птицы — четырехмоторные аэропланы "Русский витязь" и "Илья Муромец". Пилотировал их молодой человек, которого звали Игорь Сикорский. Он же был их создателем.  "Взлет" Сикорского как конструктора был стремителен. В 1912 году двадцатитрехлетний инженер заключил соглашение с акционерным обществом "Руссо-Балт" (Русско-Балтийского вагонного завода) — стал главным конструктором авиационного цеха "Руссо-Балта", а в июне 1913-го уже показывал своего первенца — "Русского витязя" императору Николаю II.

2 августа 1913 года Сикорский поднимает на "Витязе" восемь человек и летает с ними 1 час 54 минуты — очень много для той поры. На "Илье Муромце" в июне 1914 года он поднял в воздух уже десять человек, из которых пятеро были членами Государственной Думы. Вскоре Игорь Сикорский с коллегами-авиаторами совершит на "Илье Муромце" небывалый по дерзости и длительности перелет Петербург—Киев и обратно. Триумфаторов с почестями встретят в древнем Киеве. Торжество совпадет с известием об убийстве эрцгерцога Фердинанда в Сараеве.

Вскоре после начала войны специальным распоряжением учреждается первый боевой отряд (потом эскадра) воздушных богатырей Сикорского. Из "Муромцев" предстояло создать тяжелые бомбардировщики. Чтобы защитить их от авиации противника, Сикорский придумает на кораблях хитроумную хвостовую установку для пулеметов "максим". Благодаря инженерному гению Сикорского "Муромцы" со временем превратятся в самолеты-разведчики, штурмовики и истребители. После октября 1917 года, как и многие заводы, встал петербургский "Авиа-Балт" (прежний "Руссо-Балт"), где трудился Сикорский. Над самим инженером нависла угроза ареста.

1918 год. Земля, которой Сикорский успел достойно послужить, осталась за бортом корабля, отплывавшего из Мурманска. Там — гражданская война, остановившийся завод, ржавеющие конструкции воздушных гигантов... Что же ему делать? Включаться в борьбу с большевизмом? Нет, никогда Сикорский не будет невольником политической либо иной борьбы, кроме борьбы с воздушной стихией. Конструкторская карьера Сикорского продолжилась в Америке. Он был искренним патриотом и, оказавшись в эмиграции, создал фирму, где трудились такие же, как и он, русские эмигранты, помог сотням и тысячам соотечественников, дав им работу, возможность выжить, реализоваться.

Когда под началом Сикорского образовалась группа русских инженеров-энтузиастов, решившихся создать свой самолет, на них смотрели как на ненормальных: разве можно выдержать конкуренцию с американскими фирмами?! И первоначальный капитал у них составлял всего 800 долларов. Однако самолетостроители устроили подписку на свои акции по 10 долларов. Акции распространялись безо всяких гарантий, но ряды пайщиков заметно росли. А кто были эти пайщики? Полунищие русские эмигранты. Но они делали ставку на свою — русскую — компанию во главе с русским президентом, в гении которого не сомневались.

Первая созданная эмигрантами во главе с Сикорским в марте 1923 года компания "Сикорский Аэроинжиниринг Корпорейшн" — что-то невероятное. Мастерская и конструкторское бюро располагались в курятнике одной из ферм на острове Лонг-Айленд. Несчастные было пришли в полное уныние от курятника, безденежья, от того, что построенные ими самолеты не взлетали на изношенных двигателях — а на новые не было денег... Но тут в акции компании вложил немалую по тем временам сумму в пять тысяч долларов всемирно известный Сергей Рахманинов. Более того, для рекламных целей он согласился стать вице-президентом компании. Вместо курятника заарендовали ангар.

Пока первый самолет, S-29A, доводили до кондиции, деньги кончились. Многие пайщики приуныли, перестали верить в успех. Сикорский решил собрать тех, в ком еще теплилась какая-то надежда. И пришли человек пятьдесят. Кое-как расселись в тесном помещении.  Сикорский встал, запер дверь. "Пока не наскребем две с половиной тысячи долларов, дверь не откроется", — произнес президент. Необходимая сумма была собрана.

Упорство, изобретательский гений Сикорского не раз выручали русскую фирму. Она выжила благодаря как организаторским способностям руководителя, так и внутренней сплоченности, за счет жесточайшей экономии, когда люди готовы были работать месяцами, не получая вознаграждения. Русские инженеры, рабочие, летчики-испытатели оставались неизменно верны своему президенту и новой компании. На заводе в Стратфорде они построили православную церковь. Фирма получила признание в Новом Свете. Красавец-самолет S-37 славно служил на линии Сантьяго-де-Чили — Буэнос-Айрес. Затем большая конструкторская удача с самолетом-амфибией. Посыпались заказы, больше всего от компании "Пан Америкэн". Сикорский стал известным и уважаемым в деловых кругах Соединенных Штатов человеком. Конструкции "русской фирмы" ценились чрезвычайно высоко.

Вообще русские инженеры внесли значительный вклад в авиационную промышленность США. Легендарный пилот Александр Прокофьев-Северский, вернувшийся на протезе в авиацию, сбивший в Первую мировую войну 13 машин противника, в эмиграции стал инженером, а в 1931 году создал в США свою фирму "Северский Эркрафт Корпорейшн". Под руководством бывшего капитана царской армии Михаила Струкова в 1943 году была основана фирма "Чейз Эркрафт Ко", позже переименованная в "Струков Эркрафт Ко". На фирме Северского создавались  истребители, а в компании Струкова — военно-транспортные самолеты. Выходит, что военные удачи американцев в воздухе во Второй мировой войне не обошлись без участия русских авиаконструкторов.

Фирма Сикорского добилась еще большей известности. Ее летающую лодку закупили советские торговые представители. Амфибия Сикорского даже "снималась" в фильме "Волга-Волга". Следующий рывок связан с вертолетами. Игорь Иванович и начинал свое изобретательство в 1909 году попыткой сконструировать геликоптер, а теперь вернулся к этому виду машин, обогащенный огромным опытом. Со временем Сикорского станут называть "Мистер Вертолет".

Испытания его первых винтокрылых конструкций приходятся на рубеж 1930—1940-х годов. Его машины использовались в конце Второй мировой войны. Затем на войне в Корее — но в основном как вспомогательные и спасательные средства. Главной задачей вертолета конструктор считал не его военное применение, а спасение человеческих жизней. В Корее санитарные вертолеты Сикорского спасли более 10 тысяч человек. S-55 был первым вертолетом, совершившим в 1952 году перелет через Атлантику с промежуточными посадками. Эта модель в 1950-е годы вообще не знала равных.

Неудивительно, что знаменитому Сикорскому заказывал летательные аппараты и Белый дом. На S-58 — вертолете Д.Эйзенхауэра — летал в 1959 году во время своего визита в США Н.С.Хрущев. Машина Хрущеву понравилась. Два салонных S-58 были заказаны СССР. Их оборудование сравнили с нашим Ми-4. Отставание было именно по оборудованию. Впоследствии советские тяжелые вертолеты превзойдут американские. Но это уже когда не стало Сикорского.

Здесь надо сказать, что сам Сикорский никогда не отделял себя от страны, ставшей СССР. Он говорил "мы", имея в виду всех русских, как оставшихся на Родине, так и оказавшихся за ее пределами. В этом смысле надо понимать, например, его слова, сказанные в 1938 году, когда русская диаспора в Америке праздновала 950-летие Крещения Руси: "Русский народ должен подумать не о том, как повернуть назад, к тому, что не устояло, видимо, не уберегли, а подумать о том, чтобы из того болота, в котором мы теперь увязли, выбраться на широкую дорогу, чтобы двигаться вперед".

Не случайно именно Сикорский был, так сказать, основным докладчиком от мирян на тех непростых торжествах. В русской колонии США хорошо знали его лекции и статьи философско-религиозного характера. Звучавшие и написанные на английском языке, они только в последние десятилетия начинают понемногу приходить за океан в переводе на русский. Открытие Сикорского-богослова на его родине только начинается.

Православный философ А.Ф.Лосев говорил: "Кто имеет правильное мировоззрение, тот обязательно трудится". Под правильным мировоззрением Лосев понимал такое, которое позволяет человеку испытывать чувство радости от своей деятельности. Правильное деятельное мировоззрение полагает своей основной целью "всеобщее человеческое благоденствие и свободное самочувствие всех людей". В интерпретации Лосева, современника Сикорского, это благоденствие "оказывается для нас не только отдаленным будущим, но и активно переживаемым настоящим".

Сикорский имел такое "правильное" мировоззрение. Оно стимулировало его исключительную способность и любовь к труду, потребность в необходимой людям деятельности. Ошибается тот, кто полагает, что улучшать действительность — задача материалистов-прагматиков. И идеалисты могут проявляться как деятельные люди. А Сикорский, безусловно, был идеалистом. При этом он был невысокого мнения о моральном состоянии современной ему цивилизации. Выше всех достижений научного и технического прогресса Игорь Иванович ставил моральное совершенствование человека. Он считал, что если человеческий вид "не будет совершенствоваться в нравственном отношении пропорционально интеллектуальному прогрессу, то ему грозит вырождение или гибель". Выводы не слишком утешительные, но и не катастрофические: человеческий вид, как считал Сикорский, сможет выжить только в том случае, если в нем будет наличествовать необходимое число индивидуумов, нравственная высота которых соответствует возрастающему уровню интеллектуального развития. Сикорский — современник гражданской и двух мировых войн, пытаясь совместить идеалы и реальность, часто обращался к темам морали, религии, христианской веры. При этом конструктор не видел противоречия между наукой и религией. Он считал, что волхвы, первыми поклонившиеся Христу, были учеными мудрецами Древнего Мира, их ценные дары помогли Святому Семейству укрыться в Египте от репрессий царя Ирода. Науке было бы весьма полезно следовать этим путем древних мудрецов.

Весьма непросто, разумеется, связать религиозные, особенно раннехристианские, представления  с той картиной мира, которую давала современная ему наука. Сикорский писал:  "Ранние христиане верили, что очень скоро Земля погибнет, возможно, во время их жизни или вскоре после их ухода из нее. Последствие этой катастрофы — появление новой Земли, что для них означало фактически появление новой Вселенной. Наши современные представления по этому вопросу сильно отличаются от идей раннего христианства. Вселенная, в которой Земля всего лишь маленькая пылинка, — громадна, величественна и красива. Она существует на протяжении многих миллиардов лет, и, вероятно, ее будущее существование определяется аналогичным порядком исчисления времени. Гибель планеты Земля от огненного дождя — страшная катастрофа, предсказанная в Новом Завете, — за пределами Солнечной системы будет расценена как простой случай, не имеющий особого значения. Можно не сомневаться в том, что огромная, величественная и загадочная Вселенная останется на многие миллионы лет свидетельством могущества и мудрости ее Создателя. Не без определенной цели нам дана удивительная способность к зрению, которая, благодаря специфическим свойствам атмосферы, позволяет наблюдать и изучать небесные тела. И в то время как любой здравомыслящий человек восхищен просто величественностью и красотой Вселенной, человека верующего и богобоязненного помимо этого восхищает величие и могущество ее Создателя".

Аргументы вечной жизни и бессмертия души Сикорский формулировал столь  же логически безупречно, как конструкции и схемы своих летательных аппаратов: "Вечная жизнь неподвластна течению времени, иными словами, существует вне нашего порядка существования на протяжении многих триллионов лет. Это истинная жизнь, которая должна воплотиться в высшем порядке существования. С точки зрения этого высшего порядка, наша земная жизнь не имеет никакой реальности — как будто она всего лишь тень.

Можно предположить, что существовало два пути к вечной жизни. Один из них был безболезненным и относительно легким; необходимо только беспрекословное повиновение. Однако тот, кто этим путем пойдет, как и предполагалось, станет просто существом; существом невинным и послушным и вместе с тем своего рода "машиной", потому что существо, не различающее добро и зло, не различает ничего вообще и, следовательно, не может нормально воспринимать достоинство и мощь высшего порядка существования. Я убежден, что художники, как и пророки, в моменты вдохновения вникают в тайны других миров и могут символично рассказать о том, что они узнали. Одна из обязательных деталей величайших религиозных произведений живописи — образ ангела, изображаемого в виде маленького ребенка, или просто головы ребенка с крылышками. Эти изображения как бы представляют бессмертных людей, вечно юных и никогда не взрослеющих. Они символизируют чистоту и невинность и не создают впечатления мощных носителей Высшего разума.

Другой путь к вечной жизни хаотичен и трагичен. Более того, он опасен в прямом смысле этого слова, потому что неудача людей в следовании этим путем ведет к вечной смерти, и известно, что много живых существ будет обречено на смерть, следуя этим путем. Это, в свою очередь, заставляет задуматься над тем, что такое добро и что такое зло. Действительно ли Бог запретил использовать этот путь, чтобы идти к вечной жизни, или только предупредил о его опасностях — это уже другой вопрос.

Этот трудный путь не был избран для людей простыми парнем и девушкой примерно за 4000 лет до Рождества Христова. Он был определен общим развитием жизни на планете по крайней мере десять, а возможно, и сто миллионов лет назад и не мог появиться по другой причине, кроме как по плану и воле Создателя под воздействием некоторых факторов, которые выше человеческого восприятия и недоступны для влияния на них людей. На определенной стадии этого процесса, приведшего к обильному орошению планеты кровью и слезами людей, произошло распятие на Голгофе, а затем свершилось таинственное, загадочное, Божественное событие, которое во многом повлияло на земную жизнь, хотя и происходило вне ее течения.

Живые существа, прошедшие этот тяжелый путь, умеющие различать добро и зло,  твердо выбрав одно из двух и с любовью и уважением попросив у Бога зажечь в них искру вечной жизни, в конце концов, получат эту искру и возродятся в вечную жизнь в высшем порядке существования. В течение этого процесса, а также пока не сделан твердый выбор между добром и злом, правдой и ложью, Божественным руководствованием и поддерживаемым силами зла бунтарским своеволием, — смерть останется абсолютной необходимостью. Она играет роль клапана безопасности, ограничивающего количество страданий и боли, которое один человек может причинить многим людям. Смерть определяет время нахождения у власти зверских угнетателей и тиранов, время от времени появляющихся на Земле. Отсутствие естественной смерти при существующих обстоятельствах наложило бы вето на свободу воли, сделало бы процесс эволюции души незначимым и ненужным, превратило бы земную жизнь в ад. Если разумная жизнь несовершенна и не устроена должным образом, смерть в ней — необходимость. На высшем и совершенном уровне жизни смерть не нужна и является вопиющим абсурдом".

Сикорский принадлежал к тем представителям научного и технического мира,  которые полагали, что прогресс в науке и технике оправдан лишь в том случае, если помогает гармонизировать, улучшать реальную жизнь людей. Только такой прогресс открывает новые грани в познании мира, помогает проникнуть в тайны "небесной механики".  В своей работе "Послание молитвы Господней" Сикорский пишет: "В явлениях ...астрономических мы видим, как громадные массы тел движутся с великой скоростью и, как правило, с полным отсутствием "трения". Эти законы небесной механики символически дают нам понять, что совершается в сфере Высшего мира, который превышает нашу материальную действительность. Закон притяжения масс открывает нам закон притяжения добра и любви, любви в высшем ее значении".

Источник: Internet
Просмотров: 4127