Пт, 19 April

Обновлено:12:07:01 AM GMT

Премудрость и знание чистое
  •  
Вы здесь: Гармония Общество Будущее и риски сети
По своему размаху, беспрецедентным темпам развертывания и силе воздействия на цивилизацию Интернет на несколько порядков обгоняет такие глобальные системы, как мировой рынок, радио, телефон, телевидение. Проблема оценки перспектив и рисков Интернета встает вровень с проблемой экологического выживания человечества. И, стало быть, речь уже волей или неволей идет о необходимости выделить специальную отрасль знания, которая изучала бы общественную жизнь в ее связи с Интернетом, выявляла проблемы, предлагала решения. Не мудрствуя лукаво, такую науку можно назвать социальной интернетикой. Постараемся определить ее базовые направления.

Интернет и личность

Роль Всемирной Паутины в жизни человечества оценивается сегодня полярно. Одни видят в Интернете реальное деяние и Промысл Божий. Другие — виртуальные изыски некой искусственной формы Верховного Разума. Но в том и другом случае видится нечто, способное вывести род людской из тупиков эволюции, куда он забрел по неведению, честолюбию и гордыне. Третьи трактуют Интернет как безусловно остроумное, привлекательное и завлекательное, но дьявольское порождение и наваждение, угрожающее человечеству неведомыми прежде бедами. Высказывается опасение, что весь мир свихнется на Интернете, растворится в виртуальном пространстве.

Каждый фундаментальный сдвиг в истории человечества имел в своих истоках интеллектуально-информационный "взрыв". Позитивное значение таких открытий осознавалось не сразу. Опасения же возникали мгновенно. Древняя легенда гласит, что когда фараону представили создателя алфавита, он разгневался и повелел его казнить со словами: "Это же испортит людям память!" В середине ХХ века противники телевидения уверяли, что телемания погубит цивилизацию. И, конечно, определенные издержки оно принесло. Еще раньше, на заре автостроения, консервативные граждане предсказывали гибель человечества под колесами лимузинов и тем более грузовиков. И такая опасность действительно проявилась, однако не только в стремительных колесах, но и в чадящих двигателях автомобилей.

Интернет объединил вещественно-энергетические аспекты бытия с его интеллектуальными и эмоциональными сторонами. Там, где раньше диалектически противостояли материя и сознание, наметился синтез: с мозгом совокупились "железо и кремний". Этот качественный скачок дал неожиданный эффект. Сегодня в воронку интернетовского аутизма попадает немалая часть (15—20 процентов) новых пользователей. И далеко не все они благополучно из нее выбираются. Во всяком случае, полтора-два процента пользователей проводят в Сети более одиннадцати с половиной часов в сутки, забывая обо всем остальном на свете. Участились скандалы и разводы из-за бесконечных электронных "туров" супруга в другие измерения и коварных виртуальных "измен". И психологи уже вынуждены разрабатывать специальные меры — профилактику возможной деформации и даже слома личности под воздействием интернет-зависимости.

Конечно, есть люди, и их немало, которые инстинктивно почувствовали опасность интернет-экспансии. С проникновением компьютеризации во все сферы жизни усилилось стремление части интеллектуалов спрятать голову в песок прошлого, чтобы сохранить — даже ценой социальной мумификации — свою индивидуальность и роскошь личного общения. Возникают целые поселения беглецов от информатизации. Становятся модными "путешествия" в прошлое, усиливается тяга к восточным эзотерическим учениям и славянским языческим ритуалам, возникают "санатории", имитирующие жизнь первобытной общины: без денег и налогов, без рынка и политики, без агрессивной рекламы и перегружающих мозг пиаровских технологий, без нескончаемой гонки за прибылью и информационно-интернетовского натиска цивилизации. Известный писатель-фантаст Артур Кларк предпочел спрятаться от всего этого на острове Шри-Ланка. Но скоро и бежать будет некуда, да и вообще для большинства это не путь.

Интернет и свобода

Французские философы Жиль Делез и Феликс Гваттари, посвятившие Интернету серию книг под общим названием "Капитализм и шизофрения", акцентируют внимание на том, что Всемирная Паутина представляет собой открытую, неиерархическую, динамически развивающуюся, делокализованную информационную систему, где существенными являются не узлы связи, а линии соединения. Благодаря невозможности блокады, изоляции и цензуры Интернет стал, по их оценке, не имеющей границ "зоной свободы", неподконтрольной и превентивно оппозиционной любым проявлениям силового воздействия, в том числе со стороны диктаторских поползновений властей и иных сильных мира сего.  Но разве технологическая возможность произвольного и порой бесцельного кочевания по необозримым просторам интернет-пространства — это свобода? А зависимость от специфики тех информационных "регионов", куда попадает интернет-странник?

Лоцманские функции навигации в Сети выполняют все-таки не руки, лежащие на клавиатуре, а руководящий ими мозг человека. Поэтому перебор в играх с виртуальным пространством и "населяющими" его образами может внести в психику опасные изменения — и в медицинском плане, и в социальном. Привыкнув действовать на волне немотивированных спонтанных желаний, человек нередко сохраняет инерцию такого поведения и в реальной жизни. Во всяком случае, у части тех, кто "прилип" к компьютеру раньше, чем к книге, помимо серьезных дефектов зрения и деформации шейных позвонков, выявляется недоразвитость лобных долей мозга, эволюционно ответственных за самоконтроль и регуляцию поведения. В свое время неандертальцы вымирали именно из-за недостаточного умения владеть собой в стрессовых ситуациях, из-за своей неуправляемой агрессивности!

Став властелином виртуальной империи, пользователь-кукловод, сам того подчас не замечая, может оказаться игрушкой ведомых им кукол. Такой обмен ролями и статусами между Интернетом и его пользователем — никакая не фантастика.

В среде психиатров, однако, существует оптимистическое направление: предполагается, что лица, склонные к агрессивным проявлениям, смогут удовлетворить в компьютерных играх или в виртуальном общении свои антисоциальные потенции и амбиции. С помощью специальных методик можно будет снимать стрессы, давать безобидную сублимацию комплексам агрессии и мании преследования. Но напомним уже сказанное: отрыв от действительности опасен трудностью адекватного возвращения к ней, и главное, утратой после таких "путешествий" способности различать реальный и виртуальный миры.

Интернет и преступность

Как и во всякой являющейся источником повышенной опасности области деятельности, в пользовании Интернетом требуется соблюдение строгих этических правил и жестких правовых норм. Допуск к Интернету, как и к автомобилю, должен начинаться с усвоения социальных азов интернетики, ибо общество слишком часто сталкивается с забвением моральных принципов, что при наличии зияющих дыр в законодательстве приводит к тягостным последствиям. Упрощенный доступ к Сети часто опережает формирование этики общения у пользователей, и особенно у юных. Уже сегодня Интернет настолько засорен безграмотными, а то и откровенно хулиганскими чатами, что реально может превратиться в глобальную помойку хамства и псевдоинформации.

Но это еще не самое опасное. Не так давно из Москвы была депортирована гражданка США, которая через Интернет разыскивала лидеров боевиков "Аль-Каиды", предлагая им авторские сценарии террористических актов и личное содействие их осуществлению. Мощную подрывную работу ведет сайт "Кавказ" — на нем можно найти даже популярные пособия по изготовлению простейших взрывных устройств и других средств террора.

Совершены уже по крайней мере два чисто интернетовских убийства. Одно — методом отключения. Больному, находящемуся в реанимации, отключили системы жизнеобеспечения, взломав госпитальный компьютер. В другом случае на монитор жертвы была передана такая специально подобранная комбинация цветов и геометрических образов, что у человека произошла остановка сердца — он погиб на глазах коллег, находившихся в той же комнате. Криминал принимает в эпоху Интернета новые формы, а потому на повестке дня наших законодателей, правительственных и правоохранительных структур должна стоять разработка стратегии правовой и этической защиты не только программного обеспечения и иного интеллектуального продукта, связанного с Интернетом (что уже осознано). Так же должно быть защищено и индивидуальное и общественное бытие.

Интернет и права человечества

Интернет разворачивает проблему прав человека и человечества в новом ракурсе. Тотальная компьютеризация способна поставить личность под контроль Системы, которая считывает передвижения, покупки, контакты людей и может стать региональным или даже всемирным интернет-полицейским. Можно допустить — при низком пороге самозащищенности общества — и опасность создания в глобальном формате зловещей пирамиды электронной власти и информационной собственности. Против нее могут оказаться бессильными и совокупный общественный интеллект, и институты демократии, и системы национальной безопасности. Попытки реализации фрагментов такого сценария можно видеть в настойчиво рекламируемом виртуальном варианте взаимодействия государственных и муниципальных внутри себя и с гражданами структур — это так называемое "электронное правительство".
Просмотров: 3881