Сб, 20 April

Обновлено:12:07:01 AM GMT

Премудрость и знание чистое
  •  
Вы здесь: Гармония Мир веры Во что верить?
В жизни множество составляющих - бесконечно меняющийся внешний облик, бизнес-карусель со взлетами и банкротствами, рождающиеся в научных кругах проекты - с большими перспективами и вполне безнадежные, потоки мигрантов, с которыми не знают, что делать, театральные премьеры, обязательные праздники - старые и новые - порой диковинные, концерты мирового уровня и низкопробная эстрада, благотворительные балы, острова криминала и его метастазы там, где быть их вовсе не должно и - ускользающий дух многовековых традиций, который кто-то не слишком талантливо пытается поддержать с помощью блинов на масленицу зимой.

Перечисление это можно продолжать сколько угодно, но оно не расскажет о главном - о духовной жизни. Во что верят, на что уповают, в чем видят смысл жизни, каковы идеалы, нравственные ориентиры? Об этом вообще говорится скупо и неполно. Строятся храмы, мечети, освящаются заводы и даже биржи, открываются монастыри… А находят ли в религии, которая свободно и беспрепятственно может жить в сегодняшнем обществе, духовную опору? Социологические исследования говорят, что растет число тех, кто причисляет себя к православию, а число атеистов, напротив, сокращается. То есть религия все же определяет духовную? Как это происходит? И - что очень важно - какие духовные ориентиры у молодых людей?

85 процентов являются приверженцами классических религий. Назвать себя человек может и неверующим, а потом выясняется, что он во что-то все же верит. Детальные исследования многих опросов показали, что из этих 85 процентов почти 70 не имеют четкого представления о религиозных традициях "своей" веры и не придают им значения; почти никто из них не отмечает религиозные праздники или немного осведомлены лишь о самых известных из них, 58 процентов не доверяют духовенству, 76 процентов не ходят в храмы или посещают их чрезвычайно редко. Но это в основном внешнее проявление религиозности - культа и образа жизни, ответы на них однозначно говорят о низком уровне воцерковленности молодежи.    

Более определенно об отношении молодежи к религии говорят ответы респондентов на вопросы, касающиеся основ вероучения, к которому они себя относят. Например, на вопросы к тем, кто отнес себя к православным, о семи смертных грехах. Они были поставлены так, что нужно было выбрать, какой поступок можно оправдать, а какой нет. В итоге из всех христианских смертных грехов однозначно молодежь отвергает только два - уныние и прелюбодеяние, а алчность и гнев она вообще не считает чем-то предосудительным, либо сомневается в их греховности. Но ведь и православие, и ислам однозначно отвергают и разврат, и пьянство, и гнев, и тщеславие, и стяжательство, и зависть, и уныние. То есть, молодые люди, причисляя себя к христианам (или к мусульманам), по сути таковыми не являются, традиционализм не приемлют. А когда речь зашла об отношении к десяти библейским заповедям, пришедшим из Ветхого Завета, молодежь признала самыми важными запретами только те из них, которые касаются межличностных отношений. Их можно перечислить в порядке убывания значимости: "Не убивай", "Не укради", "Почитай отца и мать", "Не прелюбодействуй", "Не лжесвидетельствуй" и, в меньшей мере - "Не желай дома ближнего своего". Гораздо менее важными молодежь посчитала заповеди "Почитай единого Бога", "Не сотвори себе кумира", "Не произноси имени Бога напрасно" и почти без внимания оставили заповедь "Посвящай один день недели Богу".

Только от 11 до 15 процентов из опрошенной молодежи назвали себя атеистами. Здесь надо говорить об уровне религиозности и качественной ее характеристике.

Социологические исследования выявили определенную тенденцию в эволюции религии, а именно - замену традиционного представления об антропоморфном Боге на абстрактное и чисто интуитивное представление о некой Высшей силе, влияющие на ход событий и судьбы людей.
 
Явление не новое - ни для российского, ни для европейского общества. Зародилось это направление общественно-философской мысли еще в эпоху Просвещения, когда немногие образованные люди, разочарованные в жестком догматизме Церкви, но не готовые только на этом основании встать на позиции агностиков и атеистов, пытались оформить это свое мироощущение в суждениях. Столетиями общество (и в Европе, потом - в СССР) убеждали, что традиционные религии - это пережиток мрачного прошлого, стоит их отвергнуть - наступит светлое будущее, в котором религию заменит наука.

В новое время этот феномен видоизменился, приобрел иные формы и главное - массовость. И получил свое название итсизм. В самых общих чертах его можно определить как веру во что-то глобальное и высокое, но даже самому верующему неясно, во что. Или можно сказать, что это интуитивное признание того, что в мире есть что-то сверхзначимое, но не то, о чем говорят все классические религии.

В Европе распространение итсизма шло плавно, по мере отступления Католической и Протестантских церквей от роли духовных водителей общества. Поэтому до 1990 х годов итсизм был не так заметен, и его трудно было отличить от христианского теизма и атеизма, постепенно вытесняющего старую веру. И лишь когда отдельные социологи начали понимать, что нельзя примитивно делить всех людей на верующих и неверующих, стало ясно, что очень многие европейцы, даже называя себя христианами или атеистами, на деле не являются ни теми, ни другими, а чем-то третьим, а именно верящими в Нечто свыше - итсистами.

Итсизм, находясь между традиционной верой в Бога и атеизмом, может колебаться то в одну, то в другую сторону. Поэтому в ходе социологических опросов большинство социологов, по незнанию, по-прежнему причисляют итсистов либо к верующим, либо к неверующим респондентам.

И слова "внеконфессиональная вера" не отражают сути этого все больше и больше распространяющегося явления, так как указывают лишь на одну из его сторон, именно - на догматическое несоответствие итсизма и традиционных религий. Итсизм не знает, не понимает или не признает традиционные религиозные догмы. А это значит, что он в равной мере противопоставлен как христианству, так и исламу, буддизму или иудаизму.

Главное в итсизме - вера в то, будто "там что-то есть", и название веры произошло от голландского слова "iets" - "что-то". Итсизм - это вера абстрактная, и образ Абсолюта в ней настолько размыт, что в разное время один и тот же человек представляет его то Богом, то космосом, то судьбой, а то и вовсе забывает о нем. Неслучайно англоязычная Wikipedia пытается перевести с голландского слово Ietsisme как Somethingism, что по-русски будет звучать примерно как "что-тоизм".

В нашем религиоведении "итсизм" понятие новое. Если человек верит во "что-то", некую Высшую силу, это значит, что Бог-Творец, создавший человека по Своему образу и подобию, подменяется в итсизме чем-то неопределенным, не поддающимся никакому определению, аморфное. Безобидная на первый взгляд подмена неизбежно приводит к социально опасным последствиям: отвергаются говорящие о Нем традиционные религии; а значит, отвергаются содержащиеся в них моральные предписания и тем самым - духовные ценности и нравственные нормы.

И получается, что безнравственные поступки, если не совершаются большинством молодежи, то одобряются им или не вызывают отрицательной реакции. Поскольку современная молодежь - это наше общество в недалеком будущем, следует ожидать возрастания антагонизма между традиционными моральными ценностями и ценностными ориентациями большинства населения, выраженным в итсизме. Между тем именно не имеющее четких убеждений и идеалов большинство - это та неопределившаяся масса, на которую легко повлиять и которую легко склонить в свою сторону. В любую.

У нас итсизм проявился в 1990 годы, хотя зафиксирован был в 2000 е, но до сих пор не изучался. Ясно, что именно к началу 1990 х в стране возник тот же духовный вакуум, который в свое время породил итсизм на Западе. Однако для нашего общества итсизм гораздо опаснее, чем для европейского, потому что его распространение совпало с распадом прежней политической системы, дезинтеграцией, глубоким социально-экономическим кризисом, а не с наступлением сытого благополучия, характерного для европейской цивилизации инерционной фазы ее развития.

Нет вечных моральных ценностей, все относительно, и вопрос о том, следовать или не следовать морали, зависит от конкретной ситуации. Он совпал в российском обществе с антисистемными процессами, в то время как в Европе наоборот, был запущен процесс межгосударственной итеграции. Но последствия итсизма везде одинаковы: подмена Бога абстракцией и конкретной морали моралью выборочной, по своему усмотрению.

Абстрактная религиозность внеконфессиональна и враждебна традиционным религиям, которым итсисты не доверяют, отвергают их. Итсизм - это не только не вера и не безверие в классическом понимании значений этих двух слов. Итсист интуитивно верит в ту Высшую Силу, которая способна менять все в нашей жизни по своему усмотрению. Итсисту нет повода сомневаться: он и так ничего не знает из того, по поводу чего можно было бы сомневаться. Он разделяет Высшую Силу и ее творение, чувствует себя свободным до тех пор, пока у него не возникнет трудноразрешимая проблема и не появится желание прибегнуть к помощи Высшей Силы.

Итсисты мало что знают об истории религий и их догматике, не читают Священное Писание, редко ходят в храмы и имеют поверхностные, некомпетентные суждения о вере и о всем, что с ней связано. Поэтому остро необходимо распространение знаний. Духовное невежество - лучшее условие для возникновения итсизма, а преодоление этого невежества - лучший способ возвращения народа к своим нравственным истокам.

Итсисты - это люди, до конца не разобравшиеся в своем мировоззрении и потому не определившиеся, к какой вере им примкнуть. Молодежь - лишь часть инертного большинства, которое сегодня можно причислить к итсистам. Распространение итсизма среди молодежи неизбежно приводит к падению уровня нравственного состояния общества. У молодежи отсутствуют четкие убеждения, и она не признает старые авторитеты. Но отсутствие четкого мировоззрения и ясных принципов не означает, что на молодежь нельзя оказать влияния. Наоборот, именно это отсутствие и создает уникальную возможность заполнить его внешним воздействием. Ведь любой социолог или психолог знает, что проще всего изменить установку и переубедить не определившихся

Итсизм, большая часть, - молодежь. Они определяют свое направление как "вера без религии".

Как сказал великий французский мыслитель Анри Сен-Симона: "Думают, что всякая религиозная система должна исчезнуть… Это глубокое заблуждение. Религия не может покинуть мир, она только переменяет вид". Он, конечно, прав. Религия - это всегда то, во что мы верим либо осознанно, либо неосознанно. Действительно, полученные данные свидетельствуют о постепенных переменах в религиозном сознании молодежи. Значит, меняется сам "вид" религии.

Наука и религия
В контексте современности
Просмотров: 2695