Ср, 24 April

Обновлено:12:07:01 AM GMT

Премудрость и знание чистое
  •  
Вы здесь: Познание Библия "Библия для бедных"
В XX веке в философии  возникло новое направление исследования, которое в настоящее время активно развивается - визуальная культура. Исследователи еще в середине прошлого века заметили, что произошел резкий поворот от лого(слово)центрической культуры к визуальной.

Визуализация давно стала доминантой в современном информационном пространстве. Популярность кино, комиксов, фото, теле, видео,  театральных и иных спектаклей, визуальных Интернет-ресурсов, типа Ютьюба, зашкаливает, а ценность и авторитет книжной письменной продукции - падает.

Сегодня книгу начинают читать не до, а после просмотра фильма и это огорчает  многих, выросших в книжной культуре и привыкших относиться к книге как к чему-то особенному и бесценному. Но на дворе иные времена. Первым, кто начал говорить о повороте в эпоху тиражирования и технической воспроизводимости в сторону визуализации, был Вальтер Беньямин.

Визуальная культура перенастраивает мышление и образ жизни, заставляет по-иному взглянуть и оценить то, что было известно еще несколько веков назад – о силе ее влияния на сознание и эмансипацию человека.

"Библия для бедных" (Biblia Pauperum – В.Р.) появилась на западе в конце XIII века, а в XV появился ее книжный вариант. В ней очень мало текста и много картинок, иллюстрирующих библейскую историю. Но важно другое - она не просто иллюстрирует, она сопоставляет Новый и Ветхий Заветы.

Параллельно каждому новозаветному сюжету размещается пророческий сюжет из Ветхого Завета. Мне понятно, когда видишь в Библии ссылки на параллельные места в Ветхом  и Новом Заветах с указанием книг, глав и стихов, но увидеть картинку, которая в одном пространстве иллюстрирует параллели, это впечатляет!

А главное - заставляет думать, искать эти параллели и узнавать в картинках то, что прочитано в слове, совершая обратную операцию – от визуального образа к тексту. Тогда Библия укладывается в памяти и голове легко и незаметно, уходя глубоко в подсознание. Я представила, какое огромное влияние имела эта Библия  на простых людей, которые и читать-то толком не умели.

Существуют более точные названия "Библии для бедных", если учитывать ее основную особенность: "Типы и антитипы Ветхого и Нового Заветов" (XV в.), "Пророчества Ветхого Завета относительно Христа", "Прототипы фигур из Ветхого Завета и типы из Нового или история Иисуса Христа" (XVIII в.).

Но укоренилось все-таки название "Библия для бедных", о происхождении которого существуют несколько версий: от дешевизны книги (хотя вряд ли тогда она была дешевой) до ее предназначения для бедных проповедников. Но, как ни называй эту замечательную Книгу, она действительно уникальна.

Не зря дети начинают читать книги, где много картинок и мало текста, легко запоминая и воспроизводя текст, как только видят знакомую картинку. "Библией для бедных" активно пользовались проповедники нищенствующих орденов, странствующих по городам и весям с просветительской миссией.

Протестанты и католики нашли уникальный способ формирования теологического мышления - с помощью визуализации. Слово можно интерпретировать по-разному, оно будоражит фантазию, воображение, рождает смыслы, а иллюстрация или экранизация по умолчанию содержит авторский миф,  который транслируется зрителю в виде образа.

Т.е. любая визуализация – это еще и манипуляция сознанием, идеология, с помощью которой происходит социализация, кодирование и встраивание человека в общественную мораль, но она же - и потенциальная возможность свободы и эмансипации человека, если уметь пользоваться визуальной культурой.

В России тоже была предпринята попытка создания  аналогичной Библии. Василий Корень, выходец из Белоруссии, где он мог видеть один из экземпляров западной "Библии для бедных", приехал в Москву в конце XVII века и решил сотворить  что-то подобное.

В течение четырех лет он с упорством вырезал на липовых досках десятки гравюр на темы Книги Бытия и Апокалипсиса. Потом он их аккуратно отпечатал на отдельных листах и раскрасил в желтый, коричневый, вишневый, лиловый, красный, зеленый и черный цвета разного тона и разной насыщенности. Тираж составлял примерно тысячу экземпляров, но церковные власти усмотрели  в картинках  ересь и весь тираж был уничтожен.

Чудом сохранился единственный экземпляр в объеме 20 листов Книги Бытия и 16 -  Апокалипсиса. Василий Корень допустил одну большую ошибку – он не "согласовал" свое авторское видение Священной Книги с церковными властями. Он творил как художник, а не как иконописец, хотя его лубочные картинки оказали  большое влияние на русскую иконопись и фрески XVIII века.

Смешение жанров привело к уничтожению замечательного художественного творения, но его труд не пропал:  Василий Корень считается основоположником  русской лубочной книги и деревянного народного лубка. В связи с этой историей надо иметь в виду, что в России формировалась другая, отличная от запада, визуальная культура, основанная на мистическом понимании иконы, включенной в сакральное храмовое пространство как его неотъемлемая часть. И другого понимания визуальных образов в России не было вплоть до середины XVII века.

На западе никогда такого отношения к библейским сюжетам не существовало. Любая иллюстрация была всего лишь заменой слова и не обладала сакральностью иконы.  Поэтому там не было запретов на  сюжеты из Библейской истории, в отличие от восточной традиции, где иконы создавались не на любой сюжет, а только на тот, который нес в себе таинственно-мистическую сакральность Царства Небесного.

Например, невозможно представить православную икону с танцующей перед царем Иродом Саломией, а на западе существуют десятки картин с этим образом. Отсутствует и православная икона на сюжет поклонения волхвов, потому что волхвы - языческие  чародеи, а в православии любое гадание и ворожба считались греховными и строго карались, а на западе этот сюжет один из самых распространенных.

Но сегодня визуальная культура, уходящая корнями в далекое прошлое, стала не просто иллюстрацией того или иного книжного текста, она является самой сутью нашей эпохи, особенно если вспомнить какое значение придается внешнему имиджу, организации бытового пространства и зрелищам, где главное - гедонистический принцип удовольствия, на котором строится все современное понимание счастья, комфорта и успеха.


Тина Гай,
кандидат философских наук, социолог, преподаватель, теолог
Просмотров: 2294