Слово "разумение" в словаре
Мнение, понимание, точка зрения;способность понимать. Разуметь: способность понимать.
В древне-еврейском, мышлении (и в сформировавшемся под его влиянием мышлении новозаветном) понятие "познание" определяется прежде всего отношением человека к Богу.
Познание человеком созданного Богом мира
Бог даровал людям естественную способность познавать. "Все соделал Он прекрасным в свое время, и вложил мир в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца", Екклесиаст 3:11.
Способность разуметь земные явления еще не дает человеку истинного и полного совершенства. В Екклесиаст 1:13 сказано: "...и предал я сердце мое тому, чтоб исследовать и испытать мудростию все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам чело-веческим, чтобы они упражнялись в нем", а в стихе 18 говорится: "...потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь". Истинным предметом познания являются дела Божьи и Его воля: "Посему и мы с того дня, как о сем услышали, не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном", Колоссянам 1:9, а также тайны Его Царства - "Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, Матфея 13:11".
Естественные способности человека несовершенны: "Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем", 1Коринфянам 13:9. Даже видимый сотворенный. Богом мир человек до конца познать не может (Иов, глава 38), но в еще большей степени это относится к познанию Бога. То, что человеку дано познать о Нем, лишь "части путей Его"" лишь то немногое, что мы слышим о Нем, "а не гром могущества Его", Иов 26:14.
Но хотя человек и знает об ограниченности своего познания, он часто проявляет высокомерие, поклоняясь своему знанию и опыту. "Знание надмевает, а любовь назидает. Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать; но кто любит Бога, тому дано знание от Него", 1Коринфянам 8:1.
Опасность познания, понимаемого как самоцель, становится очевидной в учении гностицизма [греч. гносис, знание], с которым пришлось бороться ранней Церкви. В конечном итоге гностики прославились тем, что познали "глубины сатанинские", Откровение 2:24. Говоря об их заблуждении, апостол. Павел подчеркивает, что совершенное познание возможно лишь там, где по отношению к злу человек остается невинным, т.е. уподобляется младенцу: "О идоложертвенных яствах мы знаем, потому что мы все имеем знание; но знание надмевает, а любовь назидает", 1Коринфянам 14:20.
Глагол "познавать" употребляется в Библии также, когда речь идет о половых отношениях в браке:
Бытие 4:1 "Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа";
"И встали они поутру, и поклонились пред Господом, и возвратились, и пришли в дом свой в Раму. И познал Елкана Анну, жену свою, и вспомнил о ней Господь", 1Царств 1:19;
3Царств 1:4 "Девица была очень красива, и ходила она за царем и прислуживала ему; но царь не познал ее".
Познание человеком Бога
Познание Бога людьми, о чем говорится в Библии, основано на отношениях, существующих между Создателем и созданием, которому Бог открыл Себя.
Только поэтому человек может познавать Бога, иначе были бы невозможны представления о том, что природа и история являются продуктом Божьего творчества. В Эдемском саду Бог открыл Себя первым людям и лично общался с ними. В результате грехопадения эти отношения изменились, грех отделил человека от Бога, "Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лицо Его от вас", Исаия 59:2.
Однако если бы после грехопадения Бог лишил человека Своих откровений, то вскоре всякое богопознание прекратилось. Поэтому Бог поддерживал связь с человеческим родом, хотя люди и не искали этой связи. Так, мирской человек, полагающий, что освободился от Бога, все же оказывается охваченным Божьим откровением. "Да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных", Матфея 5:45, и "Сын Человеческий держит все словом силы Своей", Евреям 1:3. Так происходит и поныне.
Библии известно естественное познание Бога, источниками которого служат: сам факт сотворения мира, история человечества и человеческая совесть:
а) из факта сотворения мира человек мог и должен был познать "вечную силу Его и Божество", Римлянам 1:19. Человек несет ответственность за то, что он не осознал это Божье откровение;
б) в процессе истории Бог вступал в разного рода отношения с языческими. царями и народами, особенно тогда, когда они соприкасались с народом Израиля (напр., с фараоном, Навуходоносором, Киром, Пилатом, Феликсом, Фестом);
в) внешнее свидетельство (факт сотворения мира и история), дополняется внутренними свидетельством – человеческой совестью. Это свидетельство не следует как переоценивать, так и недооценивать. Совесть приказывает человеку делать добро и не совершать зла: Римлянам 2:14 "ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон".
Естественное познание Бога может быть неясным и неосознанным: Деяния 17:23 "Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано "неведомому Богу". Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам", оно касается лишь богооставленности человека - Римлянам 1:20 "Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны", а не пути к спасению, лишь Закона: Римлянам 2:15 "Они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую", а не Евангелия, ибо путь к спасению и Благая Весть могут быть познаны только через Божье откровение.
Познание Бога через откровение
а) Бог избрал народ, чтобы дать ему особое откровение о Себе. Эти откровения Божьи народу Израиля изложены в Ветхом Завете: "ведом в Иудее Бог", Псалом 75:2. В Библии в познаниями Бога мы сталкиваемся с принципиальной двойственностью, отличающей Его от божеств в представлении язычников: Бог, с одной стороны, познается как некая Личность, с Которой можно общаться лично, и с другой, - как Господь, т.е. творец истории Своего народа;
б) Новый Завет говорит нам об окончательном и завершающем Божьем откровении, выраженном в личности Иисуса Христа: Евреям 1:1: "Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках", через Которого люди отныне могут прийти к познанию Бога, основанному на прощении грехов - Иеремия 31:34 "И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: "познайте Господа", ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более".
Иисус говорил: "Видевший Меня видел Отца", Иоанна 14:9. Все, что люди видели в Иисусе и слышали о Нем, вело к познанию Бога.
Познание Христа – это познание Его сущности (истинный Бог и истинный Человек) и Его дел, т.е. познание Его славы - "потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа", 2Коринфянам 4:6.
Послание Христа даруется Самим Богом, "Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах", Матфея 16:17, оно сообщается через Писание: "Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне", Иоанна 5:39, - и проповедь: 2Коринфянам 4:4,6 "для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого; потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа"; через воздействие Св. Духа - "чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его", Ефесянам 1:17.
Познание Христа, которое одновременно, является и общением с Ним, ведет к превращению "в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова", Ефесянам 4:13.
В Христе сокрыты все сокровища премудрости и ведения, "в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения", Колоссянам 2:3.
Познание Бога Отца и Христа дарует благодать и мир: "благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего", 2Петра 1:2, а также жизнь вечную: "Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа", Иоанна 17:3.
Поэтому апостол Павел говорит: "Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего", Филиппийцам 3:8.
Если познание Бога означает жизнь вечную - Иоанна 17:3 "Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа", - то оно должно быть действенным познанием, т.е. познание не только Его существа, но и Его воли:
Иеремия 22:16 "Он разбирал дело бедного и нищего, и потому ему хорошо было. Не это ли значит знать Меня? говорит Господь";
Деяния 22:14 "Он же сказал мне: Бог отцов наших предъизбрал тебя, чтобы ты познал волю Его, увидел Праведника и услышал глас из уст Его";
1Коринфянам 14:37 "Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это заповеди Господни".
Это, с одной стороны, ведет человека к познанию самого себя и осознанию своей греховности: Иова 42:2-6 "знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено.Кто сей, омрачающий Провидение, ничего не разумея? - Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал. Выслушай, взывал я, и я буду говорить, и что буду спрашивать у Тебя, объясни мне. Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле", - для чего, в частности, был предназначен Божий Закон, излагавший Его волю в Римлянам 3:20 "потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познаётся грех".
С другой стороны - к деятельному послушанию, из-за которого опять же вырастает новое познание: Колоссянам 1:9-11 "Посему и мы с того дня, как о сем услышали, не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном, чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога, укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его, во всяком терпении и великодушии с радостью".
Напротив, злые дела и грехи, свидетельствуют об отсутствии истинного познания Бога, Титу 1:16 "Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу".
Никакая ученость книжников не гарантирует им познание Бога, у иных она может даже отнимать "ключ разумения", Луки 11:52. Как особый Божий дар знание упомянуто и среди даров Духа: "Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом", 1Коринфянам 12:8.
Разум - ум; познание; разумение.
Разуметь телом - почувствовать.
Что может совершить разум
1. Волевая деятельность
-рассудить:
"Итак я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением", 2Коринфянам 2:1;
-принимать решения:
"Все эти воины, в строю, от полного сердца пришли в Хеврон воцарить Давида над всем Израилем. Да и все прочие Израильтяне были единодушны, чтобы воцарить Давида", 1Паралипоменон 12:38;
- планировать:
"Когда царь жил в доме своем, и Господь успокоил его от всех окрестных врагов его, тогда сказал царь пророку Нафану: вот, я живу в доме кедровом, а ковчег Божий находится под шатром. И сказал Нафан царю: все, что у тебя на сердце, иди, делай; ибо Господь с тобою", 2Царств 7:1-3;
-руководить:
"Вздумал я в сердце моем услаждать вином тело мое и, между тем, как сердце мое руководилось мудростью, придержаться и глупости, доколе не увижу, что хорошо для сынов человеческих, что должны были бы они делать под небом в немногие дни жизни своей", Екклесиаст 2:3;
-петь и молиться:
"Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием", 1Коринфянам 14:15;
-колебаться:
"Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих", Иакова 1:8;
-меняться:
"Во дни его выступил Навуходоносор, царь Вавилонский, и сделался Иоаким подвластным ему на три года, но потом отложился от него", 4Царств 24:1;
-замышлять зло:
"против народа Твоего составили коварный умысел и совещаются против хранимых Тобою; Сговорились единодушно, заключили против Тебя союз", Псалом 82:4,6.
2. Интеллектуальная деятельность
- быть открытым:
"так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми", Луки 24:25;
- искать знаний:
"Царица Савская, услышав о славе Соломона во имя Господа, пришла испытать его загадками. И пришла она в Иерусалим с весьма большим богатством: верблюды навьючены были благовониями и великим множеством золота и драгоценными камнями; и пришла к Соломону и беседовала с ним обо всем, что было у нее на сердце", 3Царств 10:1-2;
- понимать:
"Потому что в нем, в Данииле, которого царь переименовал Валтасаром, оказались высокий дух, ведение и разум, способный изъяснять сны, толковать загадочное и разрешать узлы. Итак пусть призовут Даниила и он объяснит значение", Даниил 5:12;
- быть ослепленным:
"Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом", 2Коринфянам 3:14;
"для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого", 2Коринфянам 4:4;
- быть закрытым:
"Не знают и не разумеют они: Он закрыл глаза их, чтобы не видели, и сердца их, чтобы не разумели", Исаия 44:18.
3. Эмоциональная деятельность
- быть смущенным:
"Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел", Луки 24:38.
4. Может быть потеряно:
"куда мы пойдем? братья наши расслабили сердце наше, говоря: народ тот более, [многочисленнее] и выше нас, города там большие и с укреплениями до небес, да и сынов Енаковых видели мы там", Второзаконие 32:28.
Разум верующего
1. Бог и наш разум
- Бог испытывает его:
"Искуси меня, Господи, и испытай меня; расплавь внутренности мои и сердце мое", Псалом 25:2;
"Но, Господи Саваоф, Судия праведный, испытующий сердца и утробы! дай увидеть мне мщение Твое над ними, ибо Тебе вверил я дело мое", Иеремия 11:20.
- Бог вкладывает закон в него:
"не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь", Иеремия 31:33;
"Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом", Евреям 8:10.
- Дух смиряет его:
"Через Которого мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы", Римлянам 8:5.
- мы имеем ум Христов:
"Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов", 1Коринфянам 2:16.
2. Наши обязанности касательно разума
- он должен быть обновлен:
"которое Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях", Римлянам 12:2;
"…а обновиться духом ума вашего", Ефесянам 4:23;
- мы должны помышлять о горнем:
"о горнем помышляйте, а не о земном…", Колоссянам 3:2;
- мы должны готовить его к служению Богу:
"Посему, [возлюбленные], препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа", 1Петра 1:13;
- мы должны любить Бога всем нашим разумением:
"Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим", Матфея 22:37;
"и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь", Марка 12:30;
"Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя", Луки 10:27.
- мы все должны быть соединены в мыслях как христиане:
"У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее", Деяния 4:3;
"Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях", 1Коринфянам 1:10;
"Впрочем, братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, - и Бог любви и мира будет с вами", 2Коринфянам 13:11.
Преобразование духовных принципов для служения людям через познание непреходящих ценностей Царства Божьего.
Ведение
Слава Божья
Призвание
Совет
Семья
Разумение
Любовь
Премудрость
Благодарение
Крепость
Страх Господень.