Чт, 18 April

Обновлено:12:07:01 AM GMT

Премудрость и знание чистое
  •  
Вы здесь: Культура Разное Происхождение музыки
Наш Творец - источник всякого даяния доброго и всякого совершенного дара: "Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены", Иакова 1:17.
Он является началом всех знаний:
"Но Бога ли учить мудрости, когда Он судит и горних?", Иова 21:22;
"Сорок лет Я был раздражаем родом сим, и сказал: это народ, заблуждающийся сердцем; они не познали путей Моих", Псалом 94:10.
Он заслуживает, хотя и редко получает, того, чтобы слава всей человеческой изобретательности была зачтена на Его счет.

Писание говорит, что Бог является источником даже элементарного понимания человеком основ земледелия: "Всегда ли земледелец пашет для посева, бороздит и боронит землю свою?", Исаия 28:24.

Зависимость от Бога и Его знаний представляет собой воистину потрясающую концепцию. Это означает, что даже агрессивный атеист или поклонник дьявола не смог бы сочинять музыку, если бы она изначально не предназначалась для Бога.

Это Он, "Который дает песни в ночи, Который научает нас более, нежели скотов земных", Иова 35:10-11. Павел говорит: "Что ты имеешь, чего бы ни получил?", 1Коринфянам 4:7. Поэтому вся слава создания музыки принадлежит, в конечном счете, не человеку, а Богу.

Однако данная Богом способность может быть использована для создания пустой и бесполезной музыки. Является ли музыка некой причудливой человеческой фантазией, как кубик Рубика и кроссворды, или же чем-то более возвышенным? Ответ на данный вопрос может перевернуть наше отношение к музыке. Это можно сравнить с тем, как если бы вы узнали, что лежащий на заднем дворе булыжник - не просто красивый камень, а чистый опал!

Рассмотрим заявления о музыке, которая имеет нечеловеческое происхождение. Если существует нечеловеческая музыка, то за ней должно стоять нечто более фундаментальное, чем человеческий род.

Субчеловеческая музыка

Прекрасные слова, написанные поэтом Джорджем Парсонсом Лэтропом.
Музыка жизни
"Мы музыку слышим во всем, что растет;
Под нежными крыльями крошки-жучка
Биение воздуха звуки несет;
Земное безмолвие дышит, поет".

Наверное, жучки не знают слов, но, по крайней мере, они жужжат! "Полет шмеля" Римского-Корсакова является одним из тех произведений, которые были написаны авторами, вдохновленными звуками природы.

Среди христианских произведений – известный гимн Исаака Уоттса "Золотой Холм", который является одним из первых его гимнов. Мелодия этого гимна, некогда звучащая во многих церквях, была написана после того, как композитор услышал пение английского лесного дрозда.

Сказать кому-то, что он поет, как соловей, - высказать, действительно, большую похвалу. Поэтому, даже поверхностный взгляд на окружающий мир замечает, что в природных звуках присутствует что-то музыкальное. Интересно, но Писание подтверждает такую точку зрения.

Птицы Соломона

В Библии, Псалом 104:12, говорится о том, что птицы "поют". Дословно это переводится как "издают голос". В оригинальном тексте здесь ничего не подразумевается о музыке. Однако древнееврейское слово, используемое в Писании для обозначения человеческой музыки, употреблено в книге Песнь Песней 2:12 и явно описывает пение птиц: "цветы показались на земле; время пения настало, и голос горлицы слышен в стране нашей". Более того, в книге пророка Софонии 2:14, читаем о птицах, голос которых "раздается в окнах".

Природа поклоняется

Вся природа, кажется, прославляет Бога намного больше, чем мы можем себе представить:
"Благословите Господа, все дела Его, во всех местах владычества Его. Благослови, душа моя, Господа! Да славят Тебя, Господи, все дела Твои, и да благословляют Тебя святые Твои. Да будут славословия Богу в устах их, и меч обоюдоострый в руке их", Псалом 102:22; 144:10; 149:6.

Звезды провозглашают Божью славу: "Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание. Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их. По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их. Он поставил в них жилище солнцу", Псалом 18:2-4.

Солнце и луна, ветер и град, холмы и деревья, животные, птицы, рыбы и насекомые – все прославляют Его: "утверждает в пределах твоих мир; туком пшеницы насыщает тебя; посылает слово Свое на землю; быстро течет слово Его. Пошлет слово Свое, и все растает; подует ветром Своим, и потекут воды. Он возвестил слово Свое Иакову, уставы Свои и суды Свои Израилю", Псалом 147:3-4, 7-8.

Дикие животные чтут Его: "Полевые звери прославят Меня, шакалы и страусы, потому что Я в пустынях дам воду, реки в сухой степи, чтобы поить избранный народ Мой", Исаия 43:20.

Более того, в Писании говорится, что пастбища, деревья, холмы и небо восклицают и поют. Наверное, самое яркое место Писания, говорящее об этом:
Псалом 64:14: "Луга одеваются стадами, и долины покрываются хлебом; восклицают и поют";
"Торжествуйте, небеса, ибо Господь соделал это. Восклицайте, глубины земли; шумите от радости, горы, лес и все деревья в нем", Исаия 44:23.
Существуют другие места Писания, которые еще больше наполнены музыкальным смыслом.

Связь между человеческой музыкой и звуками даже неживой части творения может быть намного сильнее, чем мы думаем. За дизайном ветра, деревьев и животных стоит та же самая Личность, Которая сотворила человека и наделила его музыкальными способностями.

Творение приобрело бы абсолютно новое значение, если бы Бог открыл нам, что то, что мы ошибочно приняли за бессмысленные звуки, на самом деле - симфония хвалы, управляемая Тем, Кто их поддерживает. Словами Эдита M. Томаса: "Бог музыки обитает под открытым небом"».

Подтверждением того, что такой взгляд на сотворение является результатом особого откровения, а не человеческого воображения, служит духовный опыт многих христиан, которым встреча с Богом помогла увидеть, что все творение мелодично прославляет своего Творца. Это очень интересные свидетельства. Но, конечно же, важнее всего то, что мы получаем совершенное библейское представление о природе: "Да плещет море и что наполняет его, да радуется поле и все, что на нем. Да ликуют вместе все дерева дубравные пред лицем Господа; ибо Он идет судить землю!" 1Паралипоменон 16:32-33.

Поющие звезды

В книге Иова 38:7 говорится о времени "общего ликования утренних звезд". Здесь, по-видимому, речь идет о разумных небесных существах, а не о звездах, потому что параллельно говорится о «сынах Божьих». Однако возможность строго буквального толкования предупреждает нас о чем-то очень важном: Божья музыка в природе не должна ограничиваться только тем, что мы можем слышать.

"Посмотрите вокруг, и вы увидите - если сможете это постичь, - что суть всего составляет музыка", - размышлял Карлайл.

Небесные музыканты

1. Теория
Мы точно знаем, что ангелы поклоняются Богу:
"Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса небес и все воинство их, землю и все, что на ней, моря и все, что в них, и Ты живишь все сие, и небесные воинства Тебе поклоняются", Неемии 9:6;
"Ты простираешь тьму и бывает ночь: во время нее бродят все лесные звери", Псалом 103:20;
"Хвалите Его, все Ангелы Его, хвалите Его, все воинства Его", Псалом 148:2;
"И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!", Исаия 6:3;
"И поднял меня дух; и я слышал позади себя великий громовой голос: "благословенна слава Господа от места своего!", Иезекииль 3:12;
"И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее", Луки 2:13;
"И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет", Откровение 4:8.

В Библии находим достаточно свидетельств того, что ангелы обладают гораздо лучшими вокальными способностями, чем мы:
"И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями", Исаия 6:4;
"и поднял глаза мои, и увидел: вот один муж, облеченный в льняную одежду, и чресла его опоясаны золотом из Уфаза", Даниила 10:5;
"После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего. И воскликнул громким голосом, как рыкает лев; и когда он воскликнул, тогда семь громов проговорили голосами своими. И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая [блудница], сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице; ибо яростным вином блудодеяния своего она напоила все народы", Откровение 4:1; 10:3; 18:2.

Если толковать Откровение 4:8 буквально, то можно сказать, что эти существа обладают силой, выносливостью и голосом, во многом превосходящими наши: "И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет".

2. Писание
Большинство из нас сразу же представляют себе ангельский хор, поющий пастухам, которые находятся в благоговейном страхе во время самого важного рождения в истории человечества. Небеса настолько радуются, что шлют на землю первую в мире межгалактическую поющую телеграмму: "И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее", Луки 2:13.

В Писании также говорится об ангелах, трубящих в трубы:
"И семь Ангелов, имеющие семь труб, приготовились трубить", Откровение 8:6;
"На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою, и трубный звук весьма сильный; и вострепетал весь народ, бывший в стане. И звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом", Исход 19:16,19;
"и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их", Матфея 24:31.

В книге Иова 38:7 находим еще одно сильное свидетельство: "При общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости".

Даже наше краткое исследование творения – от жужжания насекомых до игры на гуслях небесными существами – показывает, что музыка намного больше, чем просто человеческое занятие. Общим фактором музыки, присутствующей во всем Божьем творении и имеющей разнообразные формы, является не человеческая природа, а Сам Творец.

Музыкальная способность Творца

Бог – Сочинитель песен
Однако участие Бога в музыке не ограничивается лишь только созданием существ, обладающих музыкальным потенциалом. В 3Царств 4:29 и дальше читаем о том, что именно мудрость, которую Бог сверхъестественным образом дал Соломону, позволила ему написать более 1000 песен: "И дал Бог Соломону мудрость и весьма великий разум, и обширный ум, как песок на берегу моря".

В Псалме 41:9 говорится о "песни Ему (Богу)".
В Псалме 39:4, псалмопевец радуется, что Бог вложил в его уста новую песнь: "и вложил в уста мои новую песнь - хвалу Богу нашему. Увидят многие и убоятся и будут уповать на Господа".
Более 160 песен были настолько пропитаны Богом, что стали частью Писания.

И хотя Господь позволил музыке затихать, лирика песен Писания будет жить вечно: "Трава засыхает, цвет увядает, а слово Бога нашего пребудет вечно", Исаия 40:8. Бог непосредственно участвовал в написании многих песен.

Поющий Сын
Во время Своего пребывания на земле Божий Сын, вероятно, тоже пел песни.
В Матфея 26:30 косвенно подразумевается, что наш Спаситель пел, и это захватывает еще больше: "И, воспев, пошли на гору Елеонскую".
В Послании Евреям 2:12 говорится о том, что вознесшийся Господь Творения воспевает Своего Отца: "возвещу имя Твое братиям Моим, посреди церкви воспою Тебя".
Иисус говорит Богу: "Я воспою Тебя". Это цитата из Мессианского Псалма 21:23. Исследование оригинального контекста показывает, что данный Псалом является триумфальным прославлением Бога Христом после Своего воскресения.

Кроме того, что музыкальный дар дается Богом, так Он еще и вдохновляет авторов на написание песен.

Заключение

Небольшое путешествие по Писанию привело нас к сути происхождения музыки и помогло сделать один захватывающий вывод: музыка началась в сердце Бога. Как сказал известный композитор Игорь Стравинский: "Только Бог может создавать. Я сочиняю музыку из музыки".

В самом полном смысле музыка является нечто большим, чем просто человеческим видом искусства. Музыка – это неотъемлемая часть творения. Но еще более удивительно то, что она является нераздельной частью самой природы Бога.

Наше исследование позволяет определить понятие музыки следующим образом: музыка – это следование всего творения по следам Отца. Наша музыка может достичь данного Богом потенциала только тогда, когда мы понимаем, какое отношение она имеет к Богу и как вписывается в сотворенный Им порядок.

Грантли Моррис
Источник: origins.org.ua
Просмотров: 1002