Единственная женщина, не вписывающаяся в библейскую матрицу ни по каким стандартам, это легендарная царица Савская (Шеба). Ее имя обросло не только легендами, сказаниями и невероятными историями, но и сама она стала героиней множества картин, книг, музыкальных произведений, кино и телевидения.

Не в последнюю очередь это связано с тем, что царица Савская совсем не похожа на остальных героин из Библии. Это было что-то выдающееся, выбивающееся из всех канонов, явление. Она вызывает интерес вот уже три тысячи лет  в разных культурах и религиях мира: арабской, эфиопской, иудейской, мусульманской, европейской.

Причем с разными интерпретациями образа - от просветленной, образованной, необыкновенно умной  до дьявольского исчадия ада, сатанинского отродья в образе женщины-детоубицы Лилит с волосатыми ногами, похожими на козлиные и с копытом.

В Библии ни одно имя не является случайным и если эта женщина не просто упомянута, а стоит рядом с мудрым Соломоном, единственная из всех разговаривавшая с ним на равных, да еще испытывавшая его мудрость, это значит, что она была женщиной большого ума и большой щедрости, что скрыть было невозможно.

Интересно уже то, как сухо сказано в Библии об этой язычнице, пришедшей испытывать загадками (кого?!) самого Соломона, а в Танахе, где каждое имя и каждый факт оброс обширными комментариями, об этой женщине вообще ничего не говорится. Эпизод с женщиной словно выпал из библейской истории.

Известна попытка раввинов вообще удалить этот эпизод из библейской истории, объяснившими факт появления царицы тем, что произошла ошибка перевода: была не царица, а некто из царства Савского (Шеба), а эпизод следует трактовать аллегорически -  как покорение Соломоном царства Шебы. Но обратимся к самой Библии, а не к ее комментариям.

"Царица Савская, услышав о славе Соломона во имя Господа, пришла испытать его загадками. И пришла она в Иерусалим с весьма большим богатством: верблюды навьючены были благовониями, великим множеством золота и драгоценными камнями, и пришла к Соломону, и беседовала с ним обо всем, что было у ней на сердце.

И объяснил ей Соломон все слова ее, и не было ничего незнакомого царю, чего он не изъяснил ей. И увидела царица Савская всю мудрость Соломона и дом, который он построил. И пищу за столом его, и жилище рабов его, и стройность слуг его, и одежду их, и виночерпиев его, и всесожжения его, которые он приносил в храме Господнем. И не могла она более удержаться.

И сказала царю: верно то, что я слышала в земле своей о делах твоих и о мудрости твоей. Но я не верила словам, доколе не пришла и не увидели глаза мои: и вот, мне и в половину не сказано. Мудрости и богатства у тебя больше, нежели как я слышала.

Блаженны люди твои и блаженны сии слуги твои, которые всегда предстоят перед тобой и слышат мудрость твою! Да будет благословен Господь, Бог твой, который благоволил посадить тебя на престол Израилев! Господь, по вечной любви Своей к Израилю, поставил тебя царем — творить суд и правду.

И подарила она царю сто двадцать талантов золота и великое множество благовоний и драгоценные камни; никогда еще не приходило такое множество благовоний, какое подарила царица Савская царю Соломону", Третья Книга Царств 10:1-10.

Хотя ничего странного в таких метаморфозах, если углубиться в эту историю, в общем-то, нет. Общество, в котором все решает мужчина, по умолчанию стоящий по уму выше женщины, где она виновата уже в том, что красива и для мужчин соблазнительна, уже по одному этому не может быть равной с мудрым и всезнающим мужчиной, тем более таким, как царь Соломон.

Библейский эпизод с испытанием мужчины женщиной, да еще язычницей, ломает всю идеологию мужского превосходства, утверждаемую Библией, потом во многом воспринятую христианством. Уже сам факт испытания мудрости Соломона загадками, делает его позицию уязвимой, а ее –  сильной, так как нет равенства между учеником и учителем, экзаменующимся и экзаменатором.

И только по одному этому основанию историю с царицей Шебой  можно объявить историей  нон-грата. А если уж эпизод с царицей невозможно вычистить вовсе, то хотя бы интерпретировать его так, чтобы сохранить преимущество мужчины. Легче всего это сделать, представив ее в образе роковой женщины-дьяволицы, соблазняющей царя своей красотой и умом.

Говорят же, что когда-то существовала  картина Иеронима Босха, на которой царь Соломон стоит перед царицей Савской на коленях, признавая ее превосходство над собой. Так вот этого никак нельзя было допустить. И картина исчезла, и интерпретаторы, как могли, не допускали этого, вплоть до выдумки историй с прозрачным полом, под которым плавали рыбки, вынудившие царицу поднять подол и обнажить волосатость ног, а царь Соломон не удержался и съязвил: "Красота твоя - красота женщины, а волосы - волосы мужчины. У мужчины это красиво, а у женщины – это изъян".

Но самое интересное в этой истории - сами загадки. Чем испытывала эта женщина царя и что ей отвечал мудрый Соломон? И разгадал ли он потаенный смысл ее загадок и кто в конечном итоге вышел из этого единоборства победителем? Ни одной загадки царицы в Библии нет, как нет и ответов на них.

Но существуют довольно обширные сборники с загадками царицы и ответами на них Соломона. Четыре вопроса-ответа приводит «Мидраш мишле», сборник  проповедей десятого-одиннадцатого веков. Самое интересное в загадках то, что все они – на сексуальную тему, причем в каждой скрыто содержится предпочтение женской сексуальности над мужской.

Кроме того, в загадках присутствует радикальное несовпадение мужской и женской логик, как сказали бы сегодня мужской и женской ментальности, и судя по ответам Соломона, он это не понял и скрытый смысл загадок царицы Савской не разгадал. Наверное, поэтому во всех существующих легендах и мифах, возникших вокруг этой истории, неизменно подчеркивается ум этой женщины.

Загадки

Первая: "Семь выходят, девять заходят, двое готовят, один пьет? О чем это?"
Вторая: "Женщина сказала своему сыну: "Твой отец — это мой отец, а твой дед — это мой муж, ты — мой сын, а я — твоя сестра. О ком это?"
Третья загадка касалась различения пола: среди одинаково одетых людей надо было отличить мужчин от женщин.
Четвертая касалась тоже отличия, но только обрезанных от необрезанных.

Все четыре загадки царь отгадал: на первую, что речь идет о менструальном цикле, во время которого женщина должна уединиться по иудейскому обычаю на семь дней. Девять – это месяцы беременности; двое – это грудь кормящей матери и один – младенец, который пьет молоко матери. Но почему женщина, которая ничего не знала ни о вере иудеев, ни об их обычаях, загадывала о том, что Соломон не мог не знать? Или загадка была о другом? Ведь изложенная версия - версия раввинов.

На вторую загадку ответ последовал немедленно: это дочери Лота, бежавшие вместе с отцом на гору из Содома, напоившие его и зачавшие от него сыновей. Племена, произошедшие от них, Моав и Аммон, стали врагами Израиля, что скрытым образом несет негативную оценку поведения дочерей Лота.

Но дело в том, что  далеко не во всех народах кровосмешение считается не допустимым, да и не все изначально осуждали изобретательность дочерей Лота, где мужчина (их отец) выглядит как невинная жертва, а женщина - виновной в случившемся. Но если посмотреть на это глазами женщины, то этот поступок можно оценить по-другому:  бесплодие для женщины  большее наказание, чем кровосмешение, а инстинкт продолжения рода – более сильный, чем моральные ограничения.

Для отгадки третьей задачи, Соломон попросил принести орехи и предложил каждому из стоящих взять по  горсти. Мужчины не стыдились поднимать край одежды и класть угощения в карманы, а женщины – стыдились и прятали их в головной убор. В третьей загадке присутствует скрытый смысл, косвенно указывающий на порядки, берущие начало еще в матриархате.

В те времена мужчины и женщины носили одинаковую одежду, что служило прежде всего для сокрытия мужского достоинства. Кроме того, на востоке  сохранялась традиция переодевания мужчин в женскую одежду, указывающее на стремление мужчин проникнуть в таинственный женский мир, почувствовать себя женщиной, особенно соблазнительное в обществе, управляемом женщинами. В патриархальном обществе уже женщины стремятся переодеваться в мужчин.

Наконец, в четвертой загадке речь идет об обрезании, но и она оборачивается  положительной стороной женской сексуальности, как и первые три загадки. Обрезание мальчиков в иудейской традиции означало акт вступления в общество святых, каковыми считались все мужчины теократического Израиля, женщины в это число не входили. Поэтому в Библии счет всегда ведется по числу мужчин с примечанием: "Кроме детей и женщин".

Но царица Савская предлагает эту загадку не случайно. Она касается  таинства, принадлежавшего в патриархальном иудейском обществе мужчинам, но в матриархальном - делающее более сильной женщину.В этом обществе обрезание делали женщины, которые обрезанную крайнюю плоть дарили, носили ее как амулет или как украшение, иногда съедали как культовую пищу, обладавшую особыми плодоносными  свойствами.

Другими словами, каждая из предложенных загадок является загадкой-перевертышем, ответ на которую зависит от того, кто отвечает: мужчина или женщина. И в том, и другом случае ответ будет верным. Возможно, царица Савская, хотела испытать не столько мудрость царя Соломона, сколько его мужскую силу.

Наверное, потому эта история имеет в большинстве культур продолжение чисто сексуального характера: царь Соломон хитростью овладевает царицей Савской, от которого она рожает, по одной версии, сына Менелика, ставшего  родоначальником эфиопской династии властителей, а по другой - Навуходоносора, разрушившего храм, построенный Соломоном...

Тина Гай,
кандидат философских наук, социолог, преподаватель, теолог

Просмотров: 23313