В родословии Христа мы находим и языческую кровь: это Раав, хананеянка,  и Руфь - моавитянка.

Отсюда вытекает, что Иисус есть Спаситель не только иудеев, но и язычников. Потому вдвойне больше необходимости рассмотреть образ Руфи. В ней мы видим не только любвеобильную сердечность, но также в ее характере и во всем поведении находим прообразное и пророчекое.

Первое, что мы слышим о ней, это слова похвалы и благодарности свекрови Ноемини. Когда она уговаривает своих снох возвращаться домой, то говорит: "Да сотворит Господь с вами милость, как вы поступали с умершими и со мною", Руфь 1: 8.

Первое замужество Руфи

Очевидно, оно было счастливым. Между супругами царили мир и согласие. Их внутреннее взаимопонимание и сердечная привязанность проявились с особенной силой в печальные дни и ночи, когда муж заболел. С какой трогательной неутомимостью ухаживала она за ним: она "творила с ним милость", понимала и предупреждала все его желания. Разве это не само собой разумеется? Конечно же, так оно и должно быть, однако является ли таковым на самом деле? Супруги должны творить милость друг к другу!

Доброе признание в любви

Такое признание являет Руфь своей свекрови, когда на ее уговоры оставить ее и возвратиться назад на родину, говорит:"не принуждай меня оставить тебя и возвратиться от тебя; но куда ты пойдешь, туда и я пойду, и где ты жить будешь, там и я буду жить; народ твой будет моим народом, и твой Бог - моим Богом; и где ты умрешь, там и я умру и погребена буду; пусть то и то сделает мне Господь, и еще больше сделает; смерть одна разлучит меня с тобою", Руфь 16-17.

Сердечная искренняя любовь излучается в этих словах. Руфь любит свою свекровь не ради нее самой, но ради Бога! В дни болезни мужа, а затем и в скорбные дни похорон она ясно постигла, что Бог Ноемини Живой и Милосердный, утешающий и подкрепляющий ее в эти тяжкие дни горя. Руфь страстно захотела познать этого Бога и принадлежать только Ему.

Подлинное значение и глубину слов Руфи мы уразумеем лишь в сравнении взаимоотношений человеческой души к Господу. То, что Руфь сказала Ноемини, мы должны говорить нашему Господу. Наша привязанность должна быть настолько же неразрывной искренней и верной, как привязанность Руфи к Ноемини. "Не принуждай меня оставить тебя и возвратиться от тебя"! Пока Орфа вглядывалась в перспективу и сравнивала, где ей будет лучше, в Вифлееме Иудейском или же в языческой  земле Моивитян, Руфь твердо и бесповоротно приняла решение не покидать Ноеминь.

В минуты сомнений вспомните Руфь и скажите с твердой решительностью: "Не принуждай меня оставить Иисуса и отвернуться от Него!".

"…куда ты пойдешь, туда и я пойду, и где ты жить будешь, там и я буду жить ". Пусть, которым шла Ноеминь, стал путем Руфи. Поскольку этот путь для Руфи был незнаком, она позволила Ноемини стать проводником. Она знала, что если пойдет вослед Ноемини, достигнет верной цели, так как Ноеминеь идет верным путем.

"Народ твой будет моим народом". Такое решение Руфи требовало немалого усилия. Иудеи смотрели на язычников свысока и с нескрываемым пренебрежением. Отказаться от своего народа и присоединиться к иудеям

"Твой Бог (будет) моим Богом",- продолжает Руфь. Это и было основным, что так неразрывно связало ее с Ноеминью, ибо она видела, что Бог Ноемини Живой и что Он реально помогал ей, давал силу нести с терпением тяжкое горе, Сам стал ее радостью и надеждой. Это не смогла поколебать даже беспощадная смерть! В сердце Руфи ожило страстное стремление иметь этого Живого Милосердного Бога и принадлежать только Ему! Это дает радость в жизни и покой в смертный час! Блажен человек, имеющий веру сказать это! Блажен ли ты?

Клятвой скрепляет Руфь свое решительное заявление: "Пусть то и то сделает мне Господь, и еще больше сделает". Это была последняя точка формулировки. Будь в жизни или в смерти - они в руках Его! Прекрасное заявление слышим мы из уст Руфи. Это вызывает сердечную любовь к ней, ее геройский поступок радует. Безусловно, хочется узнать, как сложилась ее дальнейшая жизнь, не разошлись ли ее слова с действительностью. Отрадно знать, что вся ее жизни в самом деле была в гармонии с ее клятвой, она всю свою жизнь была связана с Ноеминью искренней сердечной любовью.

Бедность Руфи, ее труд

Ноемино снова на родине, в своем городе Вифлееме. Но как же теперь жить? Муж умер, умерли сыновья. Кто же будет заботиться о ней? И тогда выступила Руфь. Пока Ноеминь пребывала в смутной нерешительности, Руфь ясно увидела обрушившуюся на них нужду и осознала, что теперь ей нужно заботиться не только о себе, но и о Ноемини. Без всякого промедления решительно она взялась за труд. Она сказала Ноемини: "Пойду я на поле и буду подбирать колоски по следам того, у кого найду благословение. Ноеминь ответила ей: "Пойди, дочь моя".

Надо полагать, что Руфи нелегко было принять такое решение. Пока был жив муж, в их семье, к тому же бездетной, не было особой нужды.  Не было никакого недостатка в необходимости. Теперь же она лишена не только достатка, но оказалась лицом к лицу с беспощадной нищетой! Однако она не теряла времени на бесплодные состояния и жалобы на изменчивость судьбы и тяжесть ее участи, не расписывала направо и налево всем, кто хочет и не хочет слушать, о своем прекрасном прошлом, о заботливом отце, о любящей матери, но сразу обратилась к труду. Она стремилась жить в мире честной и добропорядочной жизнью. Здесь Руфь являет собой воистину идеальный образец для подражания людям, оказавшимся в бедноте и нищете. Быть бедным - не позор. Но впадать в ничегонеделание - это стыд и позор!

Руфь идет на поле Вооза. Это богатый человек. Она начинает подбирать колосья, как это разрешалось по закону иудеев. Это был изнурительный труд: целый день под палящим солнцем подбирать колосья, не разгибая спины. Она могла бы устроить себя легче. Ей стоило только пойти к Воозу и сказать ему: "Я Руфь, сноха Елимелеха. Итак, я родня тебе. Посмотри же, мы в большой нужде. Прошу тебя: окажи нам посильную помощь!" Если бы он еще несколько медлил, то она могла бы сказать ему: "Я моавитянка, но сейчас я примкнула к народу израильскому. Теперь мои бывшие земляки и знать обо мне ничего не хотят… Не правда ли, ты поможешь мне?"

Руфь трудится в молчаливом усердии. Прилежно исполняет свою работу, коротки ее передышки. Умеренна еда. Это удивляет Вооза, приходившим посмотреть за ходом жатвы своего поля. Ему приятны отзывы жнецов о Руфи. Он говорит ей: " послушай, дочь моя, не ходи подбирать на другом поле и не переходи отсюда, но будь здесь с моими служанками; пусть в глазах твоих будет то поле, где они жнут, и ходи за ними; вот, я приказал слугам моим не трогать тебя; когда захочешь пить, иди к сосудам и пей, откуда черпают слуги мои", Руфь 2:8-9.

Достойно изумления и поклонения, с каким милосердием Господь расчищает трудный путь Руфи! Чем же отвечает Руфь? Она падает на лицо свое и кланяется до земли за такую милость. Можно поучиться у Руфи сердечной благодарности!

День за днем исполняла Руфь одну и ту же работу. Во все время жатвы ячменя и пшеницы она была на поле Вооза, прилежно подбирая колосья. С радостью обмолачивала она свой сбор каждый вечер. Радостно было трудиться, осознавая, что ее труд обеспечивает потребности старой Ноемини. Руфь приходила на поле каждый день, и это не тяготило Вооза. Это не раздражало его, как часто бывает, если кто-то претендует на снисходительность. Наоборот, он даже настойчиво приглашал ее на свое поле и просил, чтобы она не ходила на поля других. Конечно, Воозу не делало бы чести, если Руфь стала ходить и на другое поле, но она воспользовалась его разрешению, поверила в искреннюю доброту и желанию помочь.

Постоянство Руфи

Вооз сказал Руфи: "Послушай, дочь моя, не ходи подбирать на д гом поле". Руфь принимает это позволение и начинает постоянно н польззоваться им. Во все дни уборки урожая ячменя и пшеницы Руфь постоянно приходит на поле Вооза подбирать колосья. И зачем бы ей понадобилось уходить на другое поле? Здесь она нашла не только мало-мальское, но обильное пропитание, потому что Вооз повелел своим людям: "Пусть подбирает она и между снопами, и не обижайте ее, да и от снопов откидывайте ей и оставляйте, пусть она подбирает".

Не правда ли, это постоянное пребывание Руфи на поле Booза кажется вполне естественным, само собой разумеющимся. Однако остановимся на этом и более основательно задумаемся, какой добрый пример являет нам Руфь своим постоянством! Руфь не жеманится, а в сердечной благодарности принимает предлагаемую Воозом помощь.

Избавитель по закону

По закону иудеев деверь или родственник умершего брата или ближнего родственника был обязан жениться на жене умершего брата или ближнего родственника и восстановить семя умершему, чтобы его им не изгладилось в Израиле. В те времена поступающий по закону] и берущий жену умершего себе в жены и избавляющий ее из нужды вдовства назывался избавителем. Для израильтян Иегова является Избавителем, Который избавил Свой народ из Египетского рабства и Вавилонского плена и от рук всяких врагов и всевозможных затруднений и опасностей. Выкупающий раба из рабства его есть избавитель. Выкупающий проданное владение есть избавитель. В своих страданиях Иов надеялся, ждал и не сомневался в том, что его Избавитель есть Госполь: "Я знаю, Искупитель мой жив", - восклицает он.

Так и берущий и жены овдовевшую родственницу, выводя ее этим из одиночества и снимая с нее боль и тяжесть вдовства, чтобы ее имя и наследие в Израиле не исчезло, назывался избавителем или же искупителем. Избавитель для израильтян был таким лицом, на которого взирали, как на единый якорь надежды во всех мучительно безвыходных положениях.

Если Ноеминь в безысходности своего вдовства могла бы надеяться на что-либо, то это могло совершиться только через избавителя, иначе говоря, искупителя или спасителя, добровольно заступившегося за нее. Вооз готов стать таким избавителем, потому что полюбил Руфь. Все, что он слышал о ней, и все, что он видел, было приятно ему. Особенно по душе была ему решительность Руфи, с какой она стала на сторону израильского народа. Но здесь был еще один родственник, который ближе к Ноемини, чем Вооз. По закону Вооз может стать избавителем лишь тогда, если тот откажется от Руфи.

Вооз вступил в переговоры с тем ближним родственником у городских  ворог при свидетелях. Он завел речь о наследстве Ноемини, чтобы родственник выкупил часть поля у Елимелеха, если хочет.  Родственник сказал: "Выкупаю". Вооз продолжил далее и сказал, что если он выкупает поле, то должен жениться на Руфи моавитянке, чтобы род Елимелеха не исчез из Израиля. Тогда тот родственник заявил: "Не могу я взять се себе",- и отказался от своих притязаний и был прав по этому делу.

 Вооз не нуждается в поле Елимелеха, у него самого достаточно полей. Причина, почему Вооз обращается к Руфи, не есть ее наследство или что-либо другое, чем бы владела Руфь. Но причина Вооза одна: он любит Руфь. Его любовь - это то основание, на котором он обращается к Руфи и становится се искупителем и избавителем от ее вдовей горести! Вооз не требует, но дает. Все его поля и луга отныне принадлежат и бедной Руфи. Ничего Вооз не оставлил такого, что в равной мере не принадлежало бы и Руфи.
 
Не правда ли, было бы позорно и омерзительно, если бы Руфь помимо Вооза заимела бы на стороне любовника? Это было бы тем более отвратительней, чем Вооз был бы к ней щедр и великодушен! Но Руфь осталась верна. Какое блаженство нашла женщина! Она обрела в Воозе то, чего никогда бы не имела бы в земле моавитской: истинную родину, надежную  защиту, благословенное настоящее и прекрасное будущее! Богом ей был дан сын, ставший родоначальником в родословном дереве Иисуса, Господа нашего! Такое блаженство находит любая искренне верующая душа в Господе Иисусе! Она может сказать: "Господь сеть часть наследия моего и чаши моей. Он держит жребий мой", Псалом 15: 5.

Дорогая душа, приди и поучись у Руфи! Оставь моавитский мир, отвернись от него, преодолевай все препятствия, отвергай все, что тебя может удержать, заманить. Войди в страну Ханаанскую, в страну обетованную!

Женщина глазами Бога                          по книгеЭрнста Модерзона Жены Ветхого Завета
Просмотров: 6660