Речь о Саломии идет в разных местах Святого Писания, хотя она не везде называется по имени. Она была матерью двух учеников Иисуса: Иакона и Иоанна, и сама была ученицей Его, верно и преданно служившей своему Учителю. Очень возможно, что она была родственницей Иисуса по плоти. Как можно предположить, она была сестрой Марии, матери Христа.

Следует сказать, что отсутствует единодушное истолкование  места Святого Писания в Евангелии от Иоанна 19:25 "При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина". И все же обоснованно можно принять, что здесь под словами "и сестра матери Его" подразумевается Саломия.

Как же могло так быть, чтобы обе сестры и под одним именем? Некоторые богословы толкуют это место так, переведено у Мартина Лютера: "и сестра Матери Его, Марии, жена Клеопова", тогда вес места Писания единогласно указывают на одну и е личность. Здесь может быть только, что о Саломии подчеркивается, что она была сестрой Марии. То, что Саломия была под крестом, вытекает из Марка 15:40 "Были [тут] и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия".

Как бы то ни было, главное в образе Саломии не то, что она была родственницей Иисуса, ибо из слов Иисуса Христа мы видим, что Он признает не внешние родственные связи, а ставит на первый план внутреннюю духовную близость. Он сказал: "Кто будет исполнять волю Отца его Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь", Матфея 12:50. Образ Саломии делает таким светлым не то, что она была родственницей Иисуса, а то, что она была ученицей Его, что она следовала за Ним и служила Ему, что она была вблизи Его, когда Он умирал и в числе первых вошла в пустой гроб в раннее утро славного воскресения!

Итак, дело не в названии, а в истинном единстве и общении со Христом, в верном следовании за Ним, как Его ученик или Его ученица.
 
Саломия как мать

Саломия была женой Зеведея, который вел крупную рыбную ловлю в Галилейском море. По крайней мере, о том, что Зеведей имел работников, говорит Евангелист Марк: "и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним", Марка 1:20. Из этого надо полагать, что его хозяйство было немалым. Такое занятие требовало полное и совершенное внимание человека. Если хозяин не уследит за чем-либо, то урон неизбежен.

Потому забота о воспитании детей ложилась в большей мере на Саломию. Пока отец пропадал на рыбной ловле или же уезжал, надо продать и сбыть скоропортящийся продукт, воспитание детей полностью предоставлялось матери. А труд Саломии также был не из легких. Ее сыновья Иоанн и Иаков были горячего, задиристого нрава. Господь Иисус позднее нарек их как "сыны Громовы". Как видим, пылкость их темпе мента обнаруживала себя и позднее. Матери не удалось искоренить из их сердец эту горячность. Только Иисус смог сделать это дисциплиной Духа Своего и силою любви Своей.

Воспитать таких неугомонных детей - это немалое и нелегкое задание для матери. Как часто материнское сердце в слабости идет на уступки детям. А ведь поистине необходимо уже в первые дни сломить своеволие детей и склонить их гордые головки. Конечно, Саломия постигла урок, она кое-чему научилась! Впредь она служила Учителю со смиренной любовью, отказавшись от высокомерии помышлений.

Иоанн и Иаков вырастали под защитой матери, они были в радость для нее. Их умы были привязаны к делам. Они ждали, как и многие молодые люди того времени, "утешения Израиля". Поэтому они присоединились к Иоанну Крестителю, а позднее тотчас последовали за Иисусом.

Что за радость испытывала Саломия - Ее сыновья ходили с Господом! И однажды ее сердце наполнило огромное желание, и она обратилась с просьбой к Иисусу: "чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем". Услышав эту просьбу, многие ученики вознегодовали и возмутились. Конечно, много неразумного и суетного было в ней. Но чуткое сердце Иисуса улавливает своим слухам намерение материнского сердца, чтобы ее сыновья как можно рядом были возле Иисуса. В этой просьбе также выясняется твердая вера Его словам.

Поэтому Иисус не осуждает ее, зная об истинных мотивах ее материнского сердца: "Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем. И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься, но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня [зависит], но кому уготовано Отцем Моим", Услышав [сие, прочие] десять [учеников] вознегодовали на двух братьев", Матфея 20:22-23.

Оба ученика не знают, какое страшное крещение страдания и пролития крови ожидает их Учителя, иначе они не смогли бы так самоуверенно отвечать: "Можем!".

Иисус видит вдаль, в будущее, и знает, как Иаков первым выпьет от Него чашу страдания, приняв мученическую смерть. И хотя Иоанн проживет до глубокой старости, несмотря на это, жизнь его будет полна горечи и страданий. Невыносимо горько было переживать разрушение Иерусалима и слышать об ужасах, которые творились в осажденном городе…

Из Евангелия от Марка 15:40-41 мы узнаем, что Саломия была в числе тех женщин, которые сопровождали Иисуса и служила Ему: "Были [тут] и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия, которые и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим".

Спаситель со Своими учениками не имел источника дохода, потому Он пользовался тем, что приносили и давали Ему руки друзей. И среди них вновь встречаем любящую Саломию. Она верно служит Ему всем своим имением. Во всяком случае, она была зажиточной женщиной.

Саломия осталась верной Ему до самых тяжких и темных часов, когда все ученики разбежались от Него, верные ученицы остались при Нем. И тут же Саломия находится под крестом. Она видит, как Господь пьет чашу страдания до дна, она свидетельница ужасного крещения в кровь на Голгофе. Сейчас вся ее страсть заключается в том, чтобы вблизи Господа оставаться до самой смерти. И не только она, но и сыновья здесь. Сейчас исполняется желание матери: ее сын Иоанн находится в совершенной близости к Иисусу. Глаза умирающего Спасителя с любовью останавливаются на верном ученике, и Он назначает Иоанну быть защитой и утешением Своей изнемогшей матери, сердце которой пронзил "Симеонов меч". Он говорит: "Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе", Иоанна 19:26-27.

Верную Саломию мы встречаем вновь весьма рано в первый день недели среди женщин, идущих ко гробу Господа. И тут она в числе первых, услышавших весть о воскресении.

Более мы ничего не слышим о Саломии. Безусловно, она была среди тех, которые единодушно пребывали в Иерусалиме, ожидая Духа Утешителя. Но ее имя более не названо. И хотя се им более не упоминается, мы верим, что мать сыновей Громовых, смиренную ученицу, свидетельницу Его смерти и славного воскресения увидим на небе.

Откровение 3:21 говорит о верных Господу: "Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его".

Женщина глазами Бога                          по книге Эрнста Модерзона Жены Нового Завета
Просмотров: 22039