Поскольку католическая церковь высоко чтит мать Иисуса, как "Матерь Божию" и "Царицу Небесную", называя ее заступницей и посредницей, то некоторые, в противоположность римскому католицизму стараются Марию поставить ниже, чем она этого заслуживает. Мы не хотим впасть из одной ошибки в другую и рассмотрим ее образ в свете Библии. Хотим, однако, заметить, что приступаем к рассмотрению этого образа с особенным благоговением, потому что Сам Бог удостоил ее быть матерью нашего Господа!

Ее происхождение

Если Елисавета происходила от древнего священнического рода, то Мария относилась к царскому происхождению. Еще пророк Исайя в 11 главе в первом стихе предсказал: "И произойдет отрасль от корня Иесеева и ветвь произрастет от корня его".

Дом Давидов был срубленным деревом. Его сила и величие давно исчезли. Род обеднел и унизился. Но вот корень произвел отрасль и произросла драгоценная царственная ветвь. В Луки 3:23 сказано, что Иисуса считали Сыном Иосифа, Сыном Илии. Древнее иудейское писание называет и Марию также дочерью Илии. Нельзя было бы Иисуса назвать Сыном Давида по плоти, если бы Мария не была дочерью Давида. Ангел же сказал ей, что "даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его", Луки 1:32.

В глуши маленького городка Назарета, вдали от шума и суеты мира вырастала Мария. Там жили люди по тихой старинке, так что их как областные иудеи, так и галилеяне считали отсталыми. Это мы можем заключить даже из слов Нафанаила: "Из Назарета может ли быть что доброе?", Иоанна 1:16.

Но как раз эта отдаленность от суеты и тишина были подходящей доброй почвой для этой прекрасной девушки. Она погрузилась в созерцание великого прошлого Израиля, не касаясь беспокойств мировых событий. Ревностно читала она Священное Писание Старого Завета, с радостью и прилежанием заучивала наизусть, как мы видим это из ее прекрасного благодарственного приветствия. В Луки 1:46-55, где она употребила песнь Анны, матери Самуила, а также места из Псалмов 113, 103 и 34.

Когда она читала Библию, с нею случилось то, что случается со всяким, который читает Библию, стремясь получить благословение Божие: во свете Слова Бога она узнала, как грешно и нечисто было ее сердце, и она искала и нашла благодать. Потому первые слова, с которыми ангел обращается к ней, таковы: "Радуйся, благодатная!" Луки 1:28. Чтобы понять лучше слово "благодатная", скажем, что это значит быть высоко благословенным. Ангел в коротком приветствии два раза употребляет это слово, обращаясь к ней: "Радуйся, благодатная!", а затем сообщает ей: "Ты обрела благодать у Бога!".

Мария была из царского рода, но родилась в бедности и в унижении. Чему мы можем научиться у Марии,- это любовь погружаться в чтение Слова Божьего.

Ее молодость

Когда Мария подросла, Бог привел к ней Богобоязненного жениха, Иосифа плотника. Он был тихим, верным человеком, подходящим мужем для задушевной чуткой Марии. Когда Бог сочетает пару, то они всегда подходят друг другу. Было хорошо, что Бог дал Марии мужское попечение. Должно было наступить время, когда ей будет необходима мужская поддержка, и ей нужен был точно такой муж, каким был Иосиф. Если бы она оставалась одна в мире, когда над ней совершилось рождественское чудо и она стала матерью Господа, в глазах людей, не знающих тайны Божией, она была бы блудницей. Стыд и позор бы возложили на голову пречистой Девы. И тут верный Иосиф был при ней. Мы хотим снова заострить наше внимание на том, что во всех нуждах надо возлагать на Господа полное и безусловное упование.

Когда Иегова осматривал, кому Он может доверить величайший дар и невыразимое задание стать матерью Господа, то Его святые и всевидящие очи не нашли никого достойней и более подходящей, чем Дева Мария из Назарета. По природе она была грешницей, как и все остальные люди. Но она была благодатная. Она имела утешительное и драгоценное познание, что грехи ее прощены через простую веру ее в истинность Слова Божьего. Нет большей части для грешных детей человеческих, чем быть "благодатными", получив от Бога прощение грехов.

Мария, как мы уже видели, была благодатной. Когда Бог послал к Ней ангела Гавриила объявить ей такое великое, то он в своих немногих словах дважды подчеркнул, что она обрела благодать. Причиной, почему Божье благословение почило на ней, была се сердечная вера. Такую веру должны иметь и мы. И мы должны стать "благодатными". Кто же становится "благодатным"? Кто осознает и исповедует грехи. Без осознания и исповедания грехов невозможно испытать благодать. Но там, где сердце достигло благодати, оно удостоится больших доказательств благословения!

Благодатная Дева Мария слышит чудесную весть через ангела: "И вот зачнешь во чреве и родишь Сына и наречешь Ему имя Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его", Луки 1:31-32. Весть, которая ни раньше, ни позже не была объявлена никому другому из смертных! Однако, снова и снова определенно и неминуемо посылается весть всем смертным: это Спаситель и Господь, принявший Плоть и Кровь.

Елисавета находится в таком же положении, как и она сама,- привязанность ее еще больше возросла. Мария отправилась посетить свою подругу. Когда она вошла в дом и произнесла слово приветствия, произошло что-то необыкновенное: Елисавета исполнилась Духа Святого и в духе пророчества она узнала в Марии мать Господа. И воскликнула Елисавета громким голосом и сказала: "Благословенна ты между женами и благословен Плод чрева твоего! И откуда это мне, что пришла мать Господа моего ко мне?", Луки 1:42-43.

Каким чудным ободрением и поддержкой для Марии было то, что она услышала свою глубокую тайну из уст подруги! Если бы она имела нужду в укреплении ее веры, то через это приветствие она получила бы подтверждение, что явление ангела не было каким-то сном, но было действительно и истинно! Блаженной хвалой заключает Елисавета свое приветствие: "Блаженна уверовавшая, потому что совершится сказанное ей от Господа", Луки 1:45.

Елисавета знала все! Дух дал ей узреть взглядом веры тот час, когда ангел явился Марии. Она знала, что Мария не усомнилась, как Захария; она знала, с какой смиренной готовностью представила себя Мария в распоряжение Божие...

Чудным Советником и Наставником является Святой Дух. Он проникает во всякую истину. Он дает взглянуть даже в потаенные глубины, потому что Он проникает во все. И тот, в ком пребывает помазание Духа, не имеет нужды, чтобы кто-либо учил его: "Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте", 1Иоанна 2:27. Он свят и знает все, прочитаем 1Иоанна  3:20 "Ибо если сердце наше осуждает нас, то [кольми паче Бог], потому что Бог больше сердца нашего и знает все". Об этом Библия говорит и в повествовании о старце Симеоне, который, увидев Младенца на руках Марии, тот час узнал в Нем Спасителя мира: "Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем", Луки 2: 25. Он имел помазание Духа Святого.

Этому мы должны научиться на примере встречи Марии и Елисаветы. Кто исполнен Святого Духа, тот узнает то, что для других сокрыто. Приветствие Елисаветы открывает запечатанный и сокрытый родник в сердце Марии, и вот он вырывается с торжествующей силой из глубины души: "Величит душа моя Господа и возрадо-Вался дух мой о Боге, Спасителе моем!" Луки 1:46-47. Какое смиренное и полное поклонения изумление звучит в ее восторженной хвале, что Бог призрел на смирение рабы Своей и сотворил ей величие.

В то время, как Елисавета славит Марию, Мария славит Господа, Который так высоко вознес ее и так щедро благословил. Она не хочет себе никакой чести, вся слава должна принадлежать Господу! "Возрадовался дух мой о Боге, Спасителе моем!" - это ее первые слова. Здесь Мария говорит, что радуется о Спасителе, Который употребляет ее и нуждается в ней. Она называет его "Мой Спаситель, мой Господь!" "Он, Он, Он!" - снова и снова звучит из ее уст. И как часто звучит у нас: "Я, я, я!" Лишь пару слов Мария говорит о себе и то только для того, чтобы прославить благодать, которую ниспослал ей Бог, бедной рабе Его! Затем она славит величие и милосердие Вседержителя, что Он возносит миренных, а сильных и богатящихся низлагает. "От избытка сердца Говорят уста", Матфея 12:34. Бог переполнил се сердце, потому и славит она Его радостными и вдохновенными словами. Будем же славить Его подвиг и силу Его крови! Будем же, собираясь вместе, славить Его и величать всею душой, как Мария! Он достоин хвалы, благодарения и славы! Он поистине достоин! Цинцендорф часто говорил: "У меня только одна страсть, и это Он и только Он!" Эти слова можно было бы отнести и к Марии.

Святое молчание

Пробыв у Елисаветы четверть года, Мария снова возвращается в Назарет. Как она не сказала своему жениху ничего о благой вести ангела до посещения Елисаветы, так она молчала и сейчас. Она знала, что это Божье дело! И поскольку это Его дело, то Он Сам обо всем и позаботится и устроит все так, как должно быть.

Когда Иосиф с огорченным сердцем помышлял тайно отпустить Марию, то в их дело вступился Сам Бог. Он послал ангела к Иосифу сказать ему: "Иосиф, сын Давидов, не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в ней есть от Духа Святого. Родит же Сына и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их", Матфея 1:20-21. Праведный Иосиф послушен Богу. Таким образом Мария имеет в Иосифе верную защиту, а Младенец доброго воспитателя.

И тут поведение Марии является примером для нас. Не скоры ли мы на самооправдание, на доказательство своей правоты? Ты думаешь, что должна доказать свою правоту, и если никто не поддерживает тебя, то сама должна постоять за себя. Но Бог говорит иначе: "Оставаясь на месте и в покое, вы спаслись бы. В тишине и уповании помощь ваша", Исаия 30:15. "Господь будет поборать за вас, а вы будьте покойны", Исход 14:14. Потому мы должны научиться говорить: "Только в Боге успокаивается душа моя, от Него спасение мое!" Псалом 61:2.

Орудие Божие

Кто был этим орудием? Кесарь Август в Риме. Кто бы мог подумать, что повеление сделать перепись по всей земле было только орудием в руках Всемогущего, Который приводил этим Свой план к исполнению обетованного в Писании? Мария жила в Назарете, а обетованный Мессия должен был родиться в маленьком городке Вифлееме. Это было предсказано пророком Михеем. Как должна была Мария оставить свою родину и пойти в Вифлеем? Кесарь Август в руках Божиих Стал пособием для этого. Он дал повеление сделать перепись по всей земле. Такое повеление вышло впервые, и было нужно, чтобы каждый пошел в свой город, потому что при этой переписи должен был соблюдаться родословный порядок и определенная ясность.

Возможно Мария вначале испугалась, когда вышел такой указ. Она, Конечно, страшилась трудностей пути. Но это был путь, которым вел ее Бог. Это была "стезя" правды, о которой говорит Давид в 22 Псалме. Послушные дети Божий знают, что Бог ведет верным путем, если даже путь проходит по крутым скалам или глубоким ущельям. Удивительны способы, как Бог определяет людей в Своих целях, Которые ничего о Нем не знают. В этом и видны великая мощь всесильного Промыслителя, что прославленные, гордые и самонадеянные мюди, цари и кесари вынуждены выполнять только приказ Царя царей и Господа господствующих! Навуходоносор, Кир, Александр, Наполеон, как бы они ни были велики, являлись лишь орудиями в руках Божьих, которыми Он действовал в Своих целях.

Мария и Иосиф прибыли в Вифлеем после долгого и тяжкого пути, пронесенные, как на орлиных крыльях. Там было уже множество народа и нигде не оставалось места для пристанища, потому что как Иосиф и Мария, так и многие другие прибыли в Вифлеем, ибо и они происходили из прославленного рода и должны были идти записаться в город Давидов. Маленький городок не мог вмещать гостей, прибывших отовсюду. Тогда еще не было домов для приезжих и гостиниц, как в наши дни. Лишь кое-где имелись загоны для скота, где находили убежище, отдых кочующие караваны. Здесь каждый должен был заботиться о себе. В таком открытом загоне для каравана нашли, наконец, Мария и Иосиф маленький уголочек и устроились там. Бедная Мария! В таких условиях должен был родиться Сын Всевышнего! Это было тяжелым испытанием ее веры. Евангелист Лука во 2 главе, 6 стих, пишет: "Когда же они были там, наступило время родить ей. И родила Сына Своего Первенца, и спеленала Его и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице". Это было жалкое ложе для Всевышнего Вседержителя, ради Которого ликовали утренние звезды и Которому служили херувимы. "Он, будучи богат, обнищал ради нас, дабы мы обогатились его нищетою", 2Коринфянам 8- 9.

Удивительное явление: Единородный Отца, полный благодати и истины лежит в яслях! Тут, конечно, могло прийти к матери сомнение, действительно ли этот бедный Ребенок есть Спаситель мира? Но Бог не возлагает ни на кого тяжести более, чем можно нести. Он спешит явить подкрепление матери. Он посылает небесное воинство пастухам, стерегущим свои стада на полях Вифлеемских, чтобы открыть им чудо, совершившееся этой ночью. И вот пастухи приходят и находят Младенца в яслях, как сказал им ангел, и славят и благодарят Бога за то, что наконец настал долгожданный день спасения мира!

Мария слушает славословие пастухов с изумленной улыбкой. Хотя уста ее молчат, но сердце ликует. Если бы ее уста могли найти слова, то они звучали бы как и тогда при посещении Елисаветы: "Величит душа моя Господа и возрадовался дух мой о Боге, Спасителе моем!" С благодарностью слушает она пастухов, как они рассказывают о явлении ангела и о небесном свете и о воинстве небесном и о их чудном славословии: "Слава в вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение!" Она не отвечает и не говорит, но она слагает эти слова в сердце своем. Она сравнивает эти слова со словами ангела, предсказавшего ей тогда о рождении Господа. Да, Будь сердца каждое биенье И каждый вздох Ему хвалой! И мы хотим предстать в духе перед Младенцем в яслях и принести наше поклонение, а затем приветствовать мать словами Елисаветы: "Блаженна уверовавшая!" Лука 1: 45. "Отныне будут ублажать тебя все роды, что сотворил тебе величие сильній и свято имя Его!"

Приди, дорогой друг, приди и принеси Младенцу в яслях твою сердечную благодарность и преданность

Чудное пророчество

По прошествии сорока дней после рождения Младенца Иисуса Иосиф и Мария пошли в Иерусалим в храм принести жертву очищения по предписанию закона. В таком случае нужно было принести  толстнего барана в жертву всесожжения и одну горлицу в жертву за Грех. Бедным людям позволялось приносить вместо барана горлицу. Мария так и сделала.

Чудо! В такой бедности был рожден Сын Всевышнего, что мать Его могла принести лишь жертву бедняков. Когда они пришли в храм принести в жертву двух горлиц, туда по вдохновению Святого Духа прими и п праведный Симеон, которому было предсказано Духом Святым, Что он не увидит смерти, пока не увидит Христа Господня. Когда он увидел Младенца в руках Марии, голос Духа Святого сказал ему: "Это Обетованный!" И он взял Младенца в свои руки, прославил Господа и сказал: "Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов свет к просвещению язычников и славу народа моего Израиля", Лука 2:29-32.

Когда Мария и Иосиф услышали эти слова, то удивились сказанному о нем. Почему же все-таки Мария удивилась? Разве она не знала уже через ангела, через Елисавету и через рассказ пастухов, что ее Сын есть обетованная "слава Израиля"? Хотя она и слышала это, однако, Нею глубину и значение тех обещаний она все же не знала. Ей все же недоставало полного понимания значения Иисуса для мировой истории. Впервые получила она это, как и все Ученики Его, вдень Пятидесятницы, когда на них был излит Дух Святой. Дух же открыл им Иису-.1 в полноте. До этого дня она все же не имела полного понятия о Ном, как мы не раз можем убедиться на основании Священного Писания.

После того, как Симеон сказал эти слова о Христе, он обратился к Марии со словами: "Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и тебе самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец!", Лука 2:34-35. Если Мария не полностью поняла значение первых слов Симеона, то значение этого пророчества она могла понять еще менее. Она слышала только о чем-то тяжелом, горьком, о мече, который пронзит ее душу. Но что это означает, она не знала. Что же, однако, хотел сказать Симеон этими словами? Что пред Иисусом дух мирской не скрыт, это мы знаем. Пред Ним открываются помышления многих сердец. Одни принимают Его, а другие отклоняют. Однако, что же обозначает меч, который должен пронзить сердце Марии?

Это слово указывало на крестную смерть Иисуса Христа. И, конечно, когда Мария стояла под крестом и смотрела на смерть Иисуса, меч пронзил ее сердце, принеся невыразимо великую боль. Однако, значение меча не исчерпывается даже смертью Иисуса Христа, но меч провел свою работу по всей жизни Марии. Это было невыразимо тяжелое задание для нее. Она должна была умертвить в себе чувство материнства, чтобы видеть в Нем своего Создателя и Господа!

Понимаешь ли ты, милое сердце матери, каким тяжелым было это задание?

Хочется сделать еще одно замечание. Если мы во многом отношении не можем сравнивать себя с Марией, то здесь все же в некотором отношении должно быть очень большое сходство. Мария должна была найти правильное место относительно Иисуса. Это было задание ее жизни. Но оно является заданием и нашей жизни. Мария должна была умертвить в себе все материнские чувства, чтобы видеть в Нем Господа Бога. Так обстоит дело и с нами. Все остальное мы должны умертвить, чтобы занять правильное положение относительно Иисуса, чтобы павши к ногам Его, воскликнуть: "Господь мой и Бог мой!", чтобы могли сказать со словами Асафа в 72 псалме "Кто мне на небе! И с Тобою ничего не хочу на земле!"

Нашла ли ты уже правильное положение относительно Иисуса Христа? Ты должна отдаться Ему так, как больной отдает себя врачу, как невеста вручает себя жениху. Он должен быть твоим все во всем! Это было заданием Марии. Это является и твоим заданием. Чтобы ты научилась постигать все это больше и лучше, меч Божий будет проводить свою работу и в твоей жизни, отсекая и отбрасывая все, что мешает или неугодно Богу!

Ради Иисуса

Когда Иосиф и Мария прибыли в Вифлеем, они получили новое доказательство того, что Младенец, Которого дал им Бог, есть Сын Всевышнего. Из далекой восточной страны пришли сюда волхвы, которые увидели звезду на небе, указавшую им, что долгожданный Господь явился. Священники и книжники указали им дорогу в Вифлеем, в город, который по пророчеству Михея, был местом рождения Господа. ИI когда волхвы нашли Младенца, то "падши, поклонились Ему и открывши сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну", Матфея 2:11.

Каким чудным подкреплением должно было быть это для Марии, что пророчество старца Симеона так скоро исполнилось. Едва он произнес слова: "Спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов свет к просвещению язычников", пришли первые представители язычества почтить Его дарами своими, как Царя, Первосвященника и Пророка! Как должны были ликовать их сердца этому новому откровению величия Божьего! В жизни детей Божиих бывает часто, что Бог посылает им особенное благословение и подкрепление, чтобы укрепить их сердца для грядущих испытаний. Едва отошли волхвы назад, Иосиф получает задание от Бога бежать в Египет с Младенцем и матерью Его от преследований Ирода, который искал умертвить Иисуса. Нужно было бежать срочно. В ту же ночь святая чета пустилась в путь.

Путь, которым Они должны были пройти, был долгим и тяжелым. Выло очень хорошо, что Бог через посещение волхвов дал им особенное подкрепление и ободрение. Тем самым они лучше были подготовлены к тяжести пути. Они знали, что их поспешный побег от преследований врага был ради Иисуса! Было так же прекрасно то, что волхвы принесли Младенцу их драгоценности. Благодаря этому, беглецы не терпели ни в чем недостатка. Бог позаботился о Своем Сыне и Его наставнике удивительным образом. От одного лишь не избавил Бог Иосифа и Марию - это страдания ради Иисуса!

Когда родился Иисус, сатана мобилизовал весь ад. Он знал по древнему Слову в раю Божием, что Этот Младенец должен раздавить ему Голову и отнять у него власть. Потому он и переполнен был злобы. Это ни вложил в сердце Ирода страшные мысли убийства младенцев. Он неослабно жаждал уничтожить Этого Младенца, Который должен был вскоре победить и поразить его. Что испытала тогда Мария, испытывают тысячи тысяч после нее. Кто вступает в союз с Иисусом, тот непременно встретится с яростью диавола, на службе которого находится весь мир, тот непременно будет страдать ради Иисуса.

Как много гугенотов были вынуждены оставить свою прекрасную Францию, откуда их изгнали ради веры в Иисуса! Какое бесчисленное множество последователей Христа с огорченным сердцем, но укрепившись надеждою, покидали от римской нетерпимости обжитые места, чтобы приютиться на чужбине! Велика, очень велика армия тех, которые уже прошли путем Марии ради Иисуса! Некоторые же вынуждены были не только оставить свою родину, но и пролить кровь и пожертвовать ради Иисуса!

Что же произошло в Вифлееме? Едва беглецы оставили его, целое подразделение солдат ворвалось в город. Чего же они хотели? Они проверили дома и квартиры, чтобы разузнать, где находится маленький мальчик... Затем последовало безжалостное убийство. Страшное стенание и вопль вокруг! Мать ищет спасти свое дитя, но солдат вырывает его из рук матери и вонзает свой меч в крохотную грудь ребенка!.. Что за страшная сцена разыгралась там! О, нет желания описывать этого, так как это просто раздирает сердце! И зачем же произошло это ужасное злодейское убийство? Ради Иисуса. Потому не будем скорбеть об этих маленьких мучениках, которые так чудовищно были убиты и поражены на материнских руках и у материнских грудей. Они уже дома, как первые, удостоенные умереть ради Иисуса!

Должны ли мы оплакивать их? Нет! Но мы почитаем их блаженными. Страдать и умереть ради Иисуса - это блаженство! Великое число последовало за Вифлеемскими детьми. С древних лет до современных дней велико число тех, которые претерпели и умерли ради Иисуса! Вскоре исповедатели Христа в Риме будут брошены на растерзание диким зверям, вскоре они будут освещать царские сады при ночных пирушках и гулянках, как зажженные пакли, сгорая на кострах! Но кровь мучеников всегда и везде являлась зародышем новой жизни. Кто видел христиан, идущих с радостью и с победным торжеством на смерть, тот не мог не уразуметь, что тут действует сила Божия, которую язычники не имеют. Так смертная казнь христиан всегда приобретала новые сердца, которые в свою очередь, когда наступал их час, с такой же радостью шли на смерть ради Иисуса. Так было и оставалось в течение столетий.

Претерпел ли и ты уже в чем-либо ради Иисуса? Знакомы ли тебе позор, которым сатана клеймит учеников Христа? Страдания, гонения и позор непременно сопутствуют последователям Христа, чтобы они серьезно могли испытать себя, действительно ли они истинные, стойкие христиане. Господь предостерегал всех Своих учеников, говоря: "Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел", Иоанна 15:18. Также читаем "Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах", Матфея 5:12. Потому радуйся! Не бойся, если ты страдаешь ради Иисуса в чем-то, если ты что-то должен претерпеть! Ведь это возможность, а не обязанность, это радость, а не тяжесть, это честь, а не обуза! И когда ты должен бежать от приближающейся опасности, как Мария, и когда ты должен отдать жизнь, как Вифлеемские дети - это стоит! "Ибо велика ваша награда на небесах".

Меч пронзает

Тот же самый меч, о котором говорил Симеон во храме, пронзает! Мария должна научиться отдать материнское место своему Сыну, чтобы принять место у Его ног, что принадлежит ей точно так же, как и |многим другим людям. Каждый раз, где бы мы далее не встречали Марию, Видим, что меч пронзает, чтобы умертвить ее чисто материнские чувства. Впервые мы видим пронзающий меч в повествовании о двенадцатилетнем Иисусе в храме, читайте Луки 2:41-50.

Это было обычаем Марии и Иосифа ежегодно идти в Иерусалим на праздник Пасхи. Когда Иисусу было двенадцать лет, они впервые взяли Его с собой. Получить возможность сидеть с книжниками, спрашивать и беседовать с ними о том или другом - это было большой радостью для Мальчика Иисуса. Хотя Мария и дома верно объясняла Писание, однако мальчик радовался возможности побеседовать с учеными мужами.

Случилось, что когда родители покинули Иерусалим, Иисуса с ними не оказалось. Они прошли дневной путь, полагая, что он идет с другими. Но когда они просмотрели всех, возвращающихся с праздника, и просили родственников и знакомых, и никто ничего о Нем не знал, то Иосифу и Марии ничего не оставалось делать, как вернуться назад, ни пришли снова в Иерусалим и принялись искать Его. Они искали его там, где останавливались, среди друзей и знакомых, но Его нигде не было. Наконец, им пришло на ум, что Он возможно в храме. Они пришли туда и точно "нашли Его среди учителей слушающего и спрашивающего их: Луки 2:46 "И увидевши Его, удивились, и мать Его Сказала Ему: "Чадо, что Ты сделал с нами? Вот отец Твой и я с великой прискорбью искали Тебя", Луки 2:48. В ее голосе звучит упрек. Она болезненно переживает, что ее Сын, всегда послушный и покорный, так Огорчил скудостью сыновней любви и привязанности, как думает она.

Если бы Этот Мальчик был таким же, как все другие дети, то ее упрек был бы справедливым. Но Он знал Себя Сыном Божиим, Он спал Свое право, и потому сказал: "Зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?", Луки 2:49. Мария сказала: "Отец Твой и я". При этом она подразумевала Иосифа. Иисус отвечает: "Что принадлежит Отцу Моему",- и при том подразумевает Бога. Он выясняет неясности относительно отцовства Иосифа. Он выставляет их слова в истинном свете. Он возвращает их упрек назад с ясной решительностью. Его слова должны обозначать: "Если бы вы подлинно знали, что Я здесь был во храме. Храм есть жилище Моего Небесного Отца. И Святое Писание, о котором мы говорим, есть Слово Моего Отца!"

"Но они не поняли сказанных Им слов", Луки 2:50. Они могли бы это понять, если бы имели познание о Его Божественной миссии. Однако Мария не имела этого познания, несмотря ни на сообщение ангела, ни на посещение пастухов и волхвов. С тех пор прошло двенадцать лет. Впечатление первых дней по рождению Младенца с течением времени стерлось через многие другие впечатления, последовавшие за этим. Семья возросла, родились другие дети. Это вытекает из следующих мест Писания: Матфея 1:15; Луки 2:27, Матфея 12:46-47; Марка 3:31; Марка 6:3; Луки 8:20, Матфея 13:55, Иоанна 2:12; Иоанна 7:5; Деяния 1:14.

С Марией, как видно, было так же, как нередко бывает и в наши дни с матерями, которые сильно поглощены заботами о детях и ежедневной работой. Если бы Мария всегда оставалась на высоте тех дней, когда явился ей ангел, то она сейчас не сказала бы так и не удивилась бы. Тогда она восприняла нахождение Иисуса во храме и Его ответ на ее слова был бы, как само собой разумеющееся.

Дорогая женщина, твое призвание имеет свои опасности. Как легко окунуться в домашние работы, которыми ты окружена и которыми никак нельзя пренебрегать, и незаметно осуетиться всей душой в домашних хлопотах. Ты должна, если ты и очень занята домашними делами, найти время и позаботиться, чтоб душа твоя не обеднела и не погибла. Чем больше ты обременена, тем ревностнее ты должна следить за тем, чтобы иметь тишину, чтобы быть наедине с Богом и беседовать с Ним через Его Слово! Не упусти этого! Конечно, хорошо и необходимо, чтобы твой дом был в безупречном порядке. Но это не должно стоить цены твоей духовной жизни.

Вспомни двух сестер из Вифании. Марфа была очень занятой домохозяйкой, нагруженной заботами домашнего очага. Мария же находит время сесть у ног Иисуса выслушать Его речь. И как оценил их Иисус? Он поднял палец в предостережении Марфы и сказал: "Марфа, Марфа, ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно! Мария избрала благую часть, которая не отнимется от нее", Луки 10:41-42. Часто можно слышать: "Лучшее место жены - это то, чтобы быть наполовину Марфой, а наполовину Марией!" Однако, это ложь! Если мы примем слова Иисуса так, как они там написаны, то мы должны понимать: Марфа получает выговор, а Мария - похвалу. Иисус стоит решительно только на стороне Марии, т. к. "она избрала лучшую часть" Поэтому учись от Марии из Вифании! Если бы Мария из Назарета всегда поступала так же, как ее тезка, тогда она поняла бы слова Подростка и не удивилась бы Его пребыванию в храме!

Есть толкователи, которые осмеливаются сделать замечание, что Иисус вел Себя здесь не по-сыновнему и непочтительно к Своей матери было бы действительно в Его поведении что-то из непочтительного, если не принимать во внимание, что здесь впервые меч начинает карать и отсекать.

Мы не должны принимать за истину ни один упрек в адрес Иисуса, Иначе Его образ затемнился бы и Он не имел бы права сказать: "Кто из вас обличит Меня в неправде?" Не сыновняя непочтительность звучит и словах Подростка, но Он в первый раз поясняет матери, что Он есть Сые Божий и что она выставляет более притязаний и прав, чем она имеет.

Иисус был послушным Сыном. Написано: "Он был в повиновении у них", Лука 2:51. Его можно было приводить образцом и примером для Его сверстников. Но чем далее, тем яснее вытекает, что Он дружелюбно, но абсолютно решительно отвергает притязание Марии на Его сыновство. Еще яснее видно это из описания свадебного пира в Кане Галилейской.

На свадьбе в Кане Галилейской

Мы вновь встречаем мать Иисуса. Восемнадцать лет прошло с тех пор, как мы видели ее во храме Иерусалимском. Иисус вырос. Он уже н возрасте, когда возможно открыто выступить Учителем. Он был всегда покорным действительному закону, совершенная покорность чувствуется и в этом отрывке. Возможно Он имел еще какое-то основание дольше оставаться дома. Иосиф, вероятно, к тому времени умер. Мы можем заключить это из того, что его имя больше не упоминается. Мария стала вдовой и Иисус Стал кормильцем семьи. Это ясно вытекает из Марка 6:3 "Не плотник ли Он, Сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли между нами Его сестры?"

Итак, это был дом, полный детей, и тут нужно было порядочно работать, чтобы все шло благополучно. Кроме Иисуса было еще четыре сына и самое малое две сестры. И тут Иисус, как старший, заступает место отца. Он был не только "Сын плотника", но Он был "плотник" (Матфея 13:55, Марка 6:3). Когда Иаков и Иосиф достаточно подросли, чтобы вести хозяйство, Иисус оставил дом, чтобы вступить на предназначенное Ему поприще. В сердце Марии тесно переплетались радость и скорбь, когда Иисус покидал дом. Она очень радовалась Его одаренности и Его мудрости и что ее Сын теперь должен выступить Учителем, но она очень печалилась тому, что ее Сын уходит от нее! Меч, о котором говорил Симеон, был позабыт, но он был в действии, и теперь он опять проникал во внутренность ее души, чтобы умертвить материнские чувства.

Вскоре после того, как Иисус оставил дом, она вновь встречает Его. Ее сердце радуется видеть толпу Его учеников, последовавших за ее Сыном. Более, чем прежде, она радуется быть матерью такого Сына! Наступает затруднение на свадьбе: кончилось вино. Мать или видит это, или слышит, как распорядитель сообщает об этом жениху. Ее доброе сердце жаждет помочь! Дома Иисус всегда был готов помочь, потому она обращается к Нему и говорит: "Вина нет у них!" Что же делает Иисус? Нельзя отрицать, что Он дает им совершенный и определенный отказ.

Страшное беспокойство

Страшное беспокойство охватывало сердце Марии все далее и далее, когда она просматривала путь Своего Сына. Через Него поднялись высокие волны беспокойства даже в тихом городке Назарете. До ушей матери доходили все более и более тревожные известия. Рассказывали, как беспощадно Он обличал зло во всем, как Он срывал с лиц фарисеев их маски показной святости и праведности, выставляя их в неприкрытом лицемерии пред народом. Тут Мария стала страшиться за своего Сына. Чем же это может кончиться, когда Он так возбуждает против Себя книжников и фарисеев?

Тут чувство материнской любви в ее сердце заговорило с большей силой. Она непременно должна предостеречь своего Сына! Она хочет попросить Его удалиться от опасной общественной гласности и вновь возвратиться в размеренную назаретскую тишину: "И, услышав, ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя", Марка 3: 21. Кто не поймет такое сердечное участие материнской души? И, однако же, материнская любовь Марии приводит ее на ложный путь.

Иисус идет верным путем, путем, приближающим Голгофу, путем послушания Отцу. Его путь - Божеский, забота Марии - человеческая. "Будь милостив к Себе, Господи! Да не будет этого с Тобою!" Тогда в словах Своего ученика Иисус узнал умысел диавола, который не имел возможности удалить Его от креста, места свершения спасения через кровь Агнца Божьего!

Хотя любовь и забота Марии естественны и человечны, тем не менее они приводят ее против Спасителя, Который ни на что более не обращает внимания, как только на одно: "Отец, что Ты хочешь, чтоб Я делал?" Поэтому, когда Мария, подгоняемая материнской заботой, выступает, чтобы предостеречь Сына, и по возможности возвратить Его домой, она снова получает отказ. Об этом говорят места Святого Писании: Матфея 12, Матфея 46: 50; Марка 3: 31-35, Луки 8:19 - 21.

Мы видим, что Иисус отклоняет притязание на плотское родство с такой силой и решительностью, какие видели мы уже в истории с двенадцатилетним Иисусом в храме и Кане Галилейской. Он не оставляет матери никакого права на Себя. Связи плотской родственности отсекает меч, о котором говорил Симеон: " И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, - и Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец", Луки 2:34:35.

Невыносимо трудное задание должна была выполнить Мария вновь. Как она двенадцатилетнего Его не понимала, насколько менее она Понимала Его теперь. Безусловно, она горестно вздыхала на обратном Пути домой, вспоминая Его решительный отказ принять ее предостережение и просьбу. Но это был ее путь, посредством которого меч еще глубже должен был проникнуть в ее душу и она должна была еще больше понять ее задание. Это было гигантским заданием для материнского сердца. Она должна была отречься от всякого материнского права, всех человеческих чувств. Сможет ли она выполнить это задание в совершенной полноте?

Еще однажды упоминается о матери Иисуса, прежде чем Он пойдет на крест. Когда Он изгнал сатану и осудил своих противников, Говорящих, что Он изгоняет сатану силой сатанинской, тогда "одна женщина, возвысивши голос из народа, сказала: "Блаженно чрево, носившее Тебя и сосцы, Тебя питавшие!", Луки 11: 27-28. Голос из народа называет мать Его блаженной, потому что она родила такого Сына. И тогда же Он отклоняет эту похвалу и называет блаженными тех, которые слышат и соблюдают Слово Божие. Ни малейшего прославления и обожествления Иисус не оставляет. Как легко было оказать Его матери честь особенную, как это сделала римская церковь, чрезмерно восхваляя ее! Потому Иисус снова и снова повторяет с известной строгостью к Своей матери, чтобы не оставить места поклонению Марии.

И все-таки, почему же возникло поклонение Марии? Потому что некоторые нерадят о Христе и Его слове. Поклонение Марии есть прямое непослушание Слову Иисуса, явное извращение Слова Божьего Однако, такая римская яичная скорлупа свойственна и некоторым другим евангельским церквам. Кто хочет признать за Марией особенное место, не находится в единогласии со Словом Иисуса, который ставит каждого Своего ученика, каждого искреннего слушателя Слова Божье го на одну линию со Своей матерью. Страшное беспокойство Марии было очень основательным. Книжники и фарисеи не успокоились до тех пор, пока не устранили неугодного им Пророка из Назарета, пока Он не был осужден духовной и мирской властью быть прибитым ко кресту!

"При кресте Иисуса стояла матерь Его", Иоанна 19:25. Какой час! Мать при смертном одре Сына! И какой смертный одр? Столб креста окруженный проклятиями и злословия ми толпы. Но ни единого упрека не исходит из уст матери, ни одной жалобы: "О, если бы Ты предостерег Себя!" Она постигает ее задание. Скоро оно подойдет к концу! Теперь меч Симеона режет в последний раз. "Иисус, увидев матерь и ученика, тут стоящего, которого любил, говорит матери Своей: "Жено, се сын твой!". Потом говорит ученику: "Се, матерь твоя!" И с этого времени ученик сей взял ее к себе", Иоанна 19:26-27. "Женщина" - это последний удар меча. Как нежно Он заботится о ней! Он не называет се матерью, ибо "мать" должна умереть, чтобы воскреснуть ученицей.

В словах "се, матерь твоя" возможно заключается положение, что Мария уже продолжительное время не в единстве с детьми, так как она следовала за Распятым. Кажется, что не было бы нужды в том, чтобы Иоанн стал ее попечителем, если бы ее собственные дети не отказались от долга любви. Это ли имеет в виду Иисус? Это возможно из Иоанна 7:5 "Ибо и братья Его не веровали в Него".

Но это тяжелые для Марии, но и блаженные дни! В эти дни печали и слез она познает Иисуса, как Своего Господа, Который пролил Свою кровь, чтобы спасти и ее; Который воскрес, чтобы и ей дать новую жизнь.

Мы находим упоминание о Марии в последний раз в маленьком кругу учеников, где она по воскресении Христа и вознесении Его со слезами и молитвою ожидает крещения Духом. В Деяния 1:14 мы читаем " Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с [некоторыми] женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его".

Святым образом заканчивает жизнь свою Мария. Она была среди учеников. Она заняла свое верное место в общие верующих. И ее сыновья тоже гам. Они тоже познали своего Сына как своего Господа. Что за радость для материнского сердца! Для верующей матери не может быть большей радости, как если она может сказать: "Я и дети мои, которых Ты мне дал здесь. Я ни одного из них не потеряла! Все, которых Ты мне дал, здесь". Милое сердце матери, займи и ты верное место у ног Христа! Наступи час, когда и твои дети через слова и пример матери будут побуждены принять Его, как своего Спасителя!

Мария постигла свое задание. Оно шло через умерщвление ее, но это шло к жизни! Оно шло через умерщвление собственного "Я"! Безжалостный меч выполнял свою работу. Однако, конец - слава! Кто побеждает, тот наследует все: " И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой", Откровение 21:7.

"Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец [оного] от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен", Иакова 5:11. Мария вытерпела острый меч, который пронзил душу! Она блаженна в кругу совершенных праведников, блаженна через кровь Агнца! И нам должно верно и преданно постигать наше задание, которое нам дает Бог, как Мария постигла свое. Мы должны терпеливо стоять перед мечом, отсекающим наши мирские желания, наши плотские похоти, чтобы Бог мог привести нас к славной цели.

Предай себя в терпении Господу, чтобы Он обработал тебя и подготовил для Своей великой, невыразимой славы!

Женщина глазами Бога                        по книге Эрнста Модерзона Жены Нового Завета
Просмотров: 71052