Женская живопись в истории искусства веками воспринималась как нечто безымянное и ничейное. Именно поэтому многим талантливым художницам приходилось упорным трудом доказывать свое право быть признанными в мире искусства. Удивительна творческая судьба французской художницы эпохи барокко Луизы Муайон, которая виртуозно овладела живописной техникой. Спустя несколько веков, ее работам стали приписывать авторство голландских, фламандских и даже немецких мастеров, не подозревая, что настоящий автор - женщина.

Луиза Муайон Louise Moillon, 1610 - 1696, - самый известный мастер французского натюрморта 17 столетия, которая выработала свой уникальный стиль и добилась истинного признания еще в молодые годы. Работы художницы пользовались большой популярностью. В числе ценителей таланта и покровителей были представители высшей знати Франции и Англии, в том числе, король Англии Карл I.

Уникальная живописная техника художницы была настолько утонченна и филигранна, что ее работы в последующих столетиях даже специалисты путали с работами именитых живописцев. Большинство работ французской художницы — натюрморты, выполненные в изысканной живописной технике. Ее композиции с тщательнейшим образом прописанными фруктами и овощами, лежащими в плетеных корзинах, фарфоровых вазах, да и просто на столе - исполнены зачастую с высокой точки зрения. Натюрморты Луизы Муайон отличаются строгостью и сдержанностью, она прекрасно передает фактуру и материал предметов.

В свое время специалисты в области символизма в искусстве попытались расшифровывать значение композиций и предметного ряда в натюрмортах французской художницы. Так, в "Натюрморте с фруктами и пучками артишоков и спаржи" на переднем плане видим "красивую китайскую чашу с клубникой и свободно свисающими стеблями земляники и веточкой смородины. Позади этой композиции пучки артишоков и спаржи. Справа керамическая плита, опирающаяся на два грубых кирпича. В глубокой корзине много абрикосов, слив, вишни. Тут же на керамической плите разломанный абрикос и слива. Всё заключено в темный зелёный фон, виден контраст света и тени с различными оттенками и диапазонами цвета зелёного. Всё это подчеркивает и символизирует глубокое равновесие и спокойствие".

Нередко Муайон использовала многофигурные жанровые сценки, где натюрморты служили дополнением к сюжету. Так, на фоне фруктов, овощей и цветов, включая человеческие фигуры, художница придавала своим композициям особую символику.

К примеру, эту картину искусствоведы трактуют так: "Две женщины - одна из высокого социального класса, другая, молодая продавщица фруктов. Между ними моральная связь, которая легко читается по символике элементов картины. Яблоко, которое держит леди, представляет собой плод от древа познания добра и зла в Книге Бытия. Другой рукой она раскрывает корзину с абрикосами, которые символизируют женский пол. Абрикосы, сливы и спаржа связаны с чувственными удовольствиями. Кислый виноград является символом Христа, клубника, как первый плод лета представляет Воскресение Христа. Почти не видны на полотне, но они присутствуют, - мухи, как признаки коррупции. В целом, эта картина поднимает перед нами вопрос о выборе между добром и злом".

Луиза была одной из семи детей семейства Муайон. Ее отец, Николас, был отменным пейзажистом и портретистом, а ее мать, Мари Гилберт, была дочерью ювелира. Разумеется, что азы рисования Луиза получила от своего отца, который умер, когда ей едва исполнилось десять лет. Вскоре мать вышла замуж за другого художника Франсуа Гарнье, который также давал уроки по искусству Луизе. Впрочем, не только Луизе, к слову сказать, её брат, Исаак Муайон, также в будущем стал художником.

Ко всему прочему, так сложилось, что семья Луизы Муайон проживала в парижском районе Сен-Жермен-де-Пре, где было много протестантских беженцев из Нидерландов, включая художников. Именно эти живописцы и познакомили юную Муайон с их традиционным стилем натюрморта, который повлиял на развитие особого стиля художницы в будущем.

Практически все натюрморты были созданы художницей в 1630-х годах, то есть до вступления в брак в 1640 году. Замуж Луиза вышла за богатого купца Этьена Жирардо де Шанкура. Что любопытно, последние работы художницы датированы 1645 годом. А это значит, что последующие полвека жизни Луиза не писала картин - на это наверняка были веские причины. Луиза Муайон прожила всю жизнь в Париже. Умерла от болезни сердца в 1696 году.

Потрясающие работы являются образцом невероятного художественного мастерства. Они наверняка вызывают у зрителя не только визуальное наслаждение, а и невероятные вкусовые предвкушения от созерцания великолепных даров природы.

Источник: kulturologia.ru

Просмотров: 689