Общение со Христом
А вот теперь этот Попутчик стал им говорить об их любимом учителе в таком смысле, что Он действительно есть Христос, о Котором предсказывали все пророчества. Ясно, что слова Его были великим для них утешением, и им хотелось слушать Его еще и еще...
Нам, любящим Христа, тоже отрадно бывает слушать о Нем, говорить о Нем Но сколько есть между нами таких, которые очень бы смутились, если бы Спаситель задал им тот же вопрос, который задал тем двум ученикам: "О чем это вы, идя, рассуждаете между собою?" Потому что "рассуждают" они о таком, в чем совестно признаться Господу... Многие из нас забывают слова пророка: "...боящиеся Бога говорят друг другу: "внимает Господь и слышит это, и пред лицем Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его".
По звону можно узнать, из чего сделан колокол. Так и относительно человека: по речам его можно узнать, что у него в сердце. Часто речи наши таковы, что из-за них Христос отдаляется от нас, и мы Его перестаем "чувствовать". И наоборот: если двое беседуют между собою о вопросах духовного порядка, часто Христос является третьим собеседником. Так было и тут, когда ученики шли в Еммаус. Они не узнали Иисуса, "потому что глаза их были удержаны", но Он так говорил с ними, что "сердце их горело в них".
Если мы хотим обратить на себя внимание человека, мы называем его по имени; если хотим, чтобы Господь Иисус приблизился к душе нашей, мы должны призывать Его Имя. Христос, разговаривая с учениками, дошел с ними до Еммауса и сделал вид, что хочет идти дальше. Но они стали уговаривать Его остаться с ними, и Он снизошел к их просьбе.
Все повествование это очень назидательно. Прежде всего заметим следующее: Если мы некоторое время были уже в общении со Христом, то мы чувствуем себя такими счастливыми, что боимся, как бы не прервалось это общение, и стараемся об этом.
Быть со Христом - это быть на горе Фаворе. Душа бывает так полна света и покоя, что ей никогда не "довольно" это общение с Господом своим: напротив, хочется вечно в нем пребывать... Как тогда, пораженный зрелищем преобразившегося Иисуса Христа, Петр воскликнул: "Господи! хорошо нам здесь быть!" - так и мы говорим: "Господи! хорошо нам с Тобою!"... И когда почему-нибудь эта счастливая минута проходит, мы мечтаем вернуть ее и молим, как Авраам: "Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего!", Бытие 18:3.
Всегда найдется у нас предлог, чтобы призвать Христа и удержать Его в душе своей: если время к вечеру, мы говорим, что мрак ночи пугает нас, одиноких; утром мы скажем, что не хотим начать день, не побеседовав сначала с Ним; в жгучий жар полдня мы будем просить Его укрыть нас в тени крыл Своих... Много слов у любви! Если мы только любим, мы и удержим Его около себя.
Общение с Ним - блаженство, которым никогда человек не может пресытиться и которое служит неизреченным источником радости. Заметьте, как все истинные подвижники, истинные христиане - радостны. Мрачное настроение доказывает, что человек не стоит еще на духовной высоте. Один святой человек Божий, живший сравнительно недавно, приветствовал каждого приходящего к нему за советом и поддержкой словами: "Христос воскрес!" И так действительно жил Воскресший Христос в его душе, в его сияющих глазах было столько радости, что радость эта сообщалась и всем тем скорбным и истомленным жизнью, которые шли к нему.
Общение с Христом заставляет нас вдуматься в Его характер, в Его служение, Его чувства и отношение к миру; и чем больше узнаем мы Его, тем больше проникнемся восхищением к этой необыкновенной Личности.
Жалкие заурядные последователи Христа довольствуются редким общением с Ним: они кончат тем, что совершенно перестанут стремиться к Нему. Но люди, богатые благодатью, которые привыкли к частому пребыванию наедине с Ним, будут постоянно этого желать.
Один богослов, толкуя Песнь песней как символическое изображение любви, которую душа человеческая питает ко Христу, говорит так: "Символ всего, что так прекрасно высказано в сильных выражениях стихов 6 и 7, таков: я не могу доказать на деле мою любовь к Тебе, если не буду постоянно в Твоем присутствии и в общении с Тобою. Ничто другое, кроме этого общения, не может удовлетворить любовь мою. Она, как ненасытная могила, как смерть, которая, если не завладеет всем, то не имеет Ничего. Когда придет ее час, то ничто не в силах противостоять ей, ничем нельзя подкупить ее... Такова и любовь моя к Тебе: если я не имею Тебя всецело, я не имею ничего. Никакие блага мира не могут отвлечь от Тебя любовь мою: она непреклонна, как смерть...
Я изнемогаю от ревности! Я боюсь, что Ты покинул меня, потому что я недостоин любви Твоей. Мучительная мысль эта не дает мне покоя. Если я не лежу на сердце Твоем, как печать, я не могу быть счастливым..." Отсутствие Спасителя в душе лишает верующего человека не только радости и света: оно как бы отнимает самую жизнь, самый смысл существования.
Будем же прилагать все усилия, чтобы не дать Господу удалиться от нас.
Далее: Если мы хотим, чтобы Христос оставался с нами, мы должны его удерживать. Мы должны просить Его не покидать нас. Это не потому, что Он не хочет пребывать с человеком; Он желает научить человека ценить Его присутствие. Евангелист Лука рассказывает, что, когда ученики и Христос дошли до Еммауса, Он "показал вид, что хочет идти далее"; этим Он испытывал их: насколько они "заинтересовались", насколько полюбили Его общество. Такой поступок Христа никоим образом не может считаться неискренностью. Соломон, чтобы испытать женщин, сделал вид, что хочет совершить преступное дело - убить ребенка: 3Царств 3:24. Конечно, Христос мог, не будучи неискренним, избрать одно из двух: остаться или идти дальше, так как и то, и другое само по себе и ни хорошо, и ни дурно... И вот ученики стали просить Его не уходить; им жалко было отпускать от себя Человека, Который столькому их научил и мог еще научить...
Это мы можем применить и к себе. Когда мы чувствуем Христа в душе своей, то будем особенно внимательно, особенно бережно относиться к Нему, иначе Он покинет нас... Господь наш обитает в сердцах широко для Него открытых, в сердцах чистых, смиренных и сокрушенных, и, если мы крепко за Него ухватимся, Он не оставит нас. Какое великое счастье, что мы можем быть в таком тесном общении с Богом нашим! Безмерная эта милость Его!
Но каким же образом можем мы достигнуть непрерывного общения с Ним? Хочу дать вам несколько указаний. Мы должны соблюсти известные условия, и в этом да поможет нам Дух Святой!
1. Не допускайте соперников Господа Иисуса в сердце свое. Он не будет обитать в таком сердце, которое принадлежит Ему только отчасти. Для каждого из нас Он или ВСЕ, или НИЧЕГО. Исследуйте свое сердце. Изгоните из него всех идолов... Откажитесь от всего того, что Богу не угодно. Пусть в душе вашей не останется ни одного из тех злых духов, которые обычно в ней гнездятся. Если мы хотим быть в общении со Христом, нам надо хранить себя от всякого греха.. Небольшое зло временами все-таки будет нарушать ваш мир душевный, будет беспокоить так, как беспокоит и мешает ходить небольшой камень, попавший в обувь... Скорее надо выбросить его! "Господь Бог твой - Бог ревнитель". Он "ревниво" любит человека. Строго наказал Он Иерусалим, который нарушил свой завет с Ним, избрав себе иных богов.
Держи сердце твое и дом твой открытым для Бога и замкнутым от всего остального. С грехом Господь ужиться не может... Какое согласие может быть между Христом и Велиаром?
Итак, воспрянь, душа христианская, и воскликни: "Прочь все мирское!.. Сердце мое, храни Господа Иисуса, и мир не должен осквернять святое место это!!!"
В покаянии и смирении будем просить Господа помочь нам освободиться от того зла, которое пачкает нашу душу.
Есть и еще кое-что, кроме греха, которое не допускает Христа войти в душу человека. Это - чрезмерная привязанность его к человеку же: Другу, мужу, жене, детям.. Бывает любовь, которая делает себе идола из любимого существа... Не надо этого!.. "Идол" ставится на место, которое должно быть занято Господом, тварь - на место Творца.
Душа верующая! Нет ли "бога чужого" в сердце твоем? Хорошенько исследуй себя. Вглядись во все твои привязанности, во все радости... Не спеши решать, что ты не поклоняешься кумирам. В глубине души каждого из нас может таиться язычник. Грех идолопоклонства очень тонкий, и мы впадаем в него, сами того не подозревая. Незаметно "мирское" займет в нашем сердце место "небесного". А между тем ведь мы - "не от мира сего"! Все плотское - не наш удел. Мир духовный - вот отчизна наша. "Узкое" у нас сердце! В нем так мало любви! Так пусть же любовь эта наша не делится между Богом и миром! Отдадим всю ее Христу, нашему Спасителю!
2. Как можно лучше примите Господа; тогда Он и не покинет вашего сердца... Ведь если мы принимаем земного владыку в доме своем, то стараемся предоставить ему все лучшее, самое дорогое, и ничего для него не жалеем-. Тем более должны мы ничего не жалеть для Господа даже самого нашего дорогого! Он не останется с нами, если не почувствует нашей любви к Нему... Принесем же Ему самые дорогие наши дары. Какие? Верное исполнение долга, охотное и радостное служение Ему, самоотверженность нашу. Отвергаемся от себя, отдадим себя Ему. Мы теперь уже не принадлежим себе; мы куплены дорогой ценою. Мы - Христовы, Его собственность. Наши силы должны быть посвящены Ему.- Мы члены Церкви - будем же работать каждый на своем месте - во славу Его. Давайте больше, если хотите больше получать! Давайте щедро, забывая себя. Будьте усердны в служении вашем и бодрствуйте в ожидании пришествия Его.
3. Доверяйтесь всецело Господу, когда Он с вами. Не утаивайте ничего от Него. Его тайны открыть: вам; открывайте же Ему и свои. Пока мы поверяем Ему все, всякую мелочь, ничего от Него не скрывая, Он не покидает нас. Но как только начнем мы скрывать от Него наши планы, тревоги или страхи, Он, видя этот недостаток доверия, отдаляется от нас. Надо отдать Ему все ключи от сердца нашего; пусть видит Он все уголки его."
Если мы почувствуем, что Господь хочет отойти от нас, мы должны пасть к ногам Его, ухватиться за них и умолять. "О, нет, Господи! Не уходи. Мне еще о многом надо поговорить с Тобою. Выслушай желания сердца раба Твоего. И дай мне открыть Тебе все тревоги мои.- Если Ты не останешься со мной, к кому же я пойду с горем моим?"... Так удерживает вера нашего Советника и Помощника...
Господь часто скрывается от нас потому, что мы оказываем Ему мало доверия. Если бы мы научились все наши заботы возлагать на Него, этим мы доказали бы свою мудрость. Помните, как Давид постоянно изливал пред Богом все свои горести? Поручите Христу управлять всеми делами вашими: этим заслужите вы благоволение Его Пусть Он во всем направляет нас и восполняет все наши нужды: тогда ни на минуту не прервется наше общение с Ним.
4. Удержать около себя Господа можем мы еще и тем, что будем в духовном общении с друзьями Его. Если не приходит Он к вам, когда вы одни - Он может прийти тогда, когда вы находитесь вместе с ними. Может быть, какое-нибудь ваше неосторожное слово или легкомысленный поступок отдалили от вас Христа, но ради них, ради этих верных слуг Своих, Он приблизится к вашей душе.
Может быть, одному ученику и не удалось бы удержать тогда Иисуса Христа, просьбе двоих Он уступил
Так, когда раскаленный уголь лежит отдельно, он потухает скоро; если же их много вместе, то жар долго держится. Жар любви и веры нескольких душ человеческих как бы притягивает к себе и удерживает благодать Божию.
Будем стараться чаше быть в общении со святыми Божиими: это приблизит нас к Тому, Кому они служат.
5 Самое же могучее средство для поддержания общения со Христом есть серьезная молитва. Престол благодати - вот место встречи Господа со служителем Его. Думаю, что многие из нас испытали на себе, что из глубины страданий можно высоко вознестись душою на крыльях молитвы.
Многие древние богословы и верные слуги Божий отмечали высокую задачу и глубокий смысл молитвы... Они называли ее "ключом, открывающим нам небо", "проводником милосердия", "лестницей Иакова", "незримым и непобедимым оружием", "средством к устранению забот", "сосудом с драгоценным миром, излитым на главу Христа", "горою Преображения", "бичом, удары которого направлены против сатаны"; мы же дадим ей еще одно определение: это "золотая цепь", которая удерживает Спасителя и обеспечивает Его пребывание с народом Его.
С душами безгласными Христос долго не остается. Если они не взывают к Нему, Он покидает их. Его влечет к тем сердцам, которые горят молитвой.
Удивительная связь существует между тем, как молится человек, и тем, насколько постоянно его общение с Богом. Наиболее часто и усердно молятся те, которые никогда не разлучаются с Ним; и наоборот: те, которые пребывают постоянно в молитвенном борении - удерживают надолго Господа в душе своей.
Допустите вы, чтобы Он удалился от вас? Неужели вам это безразлично? Если так, то это страшно; значит, ваша духовная жизнь в опасности. Помимо Христа, нет покоя и счастья; что Он никогда нас не покидает, если мы хотим сами быть в общении с Ним, и что мы можем удерживать Его около себя.
Чарльз Сперджен,
великий проповедник ХIХ века