Сб, 14 December

Обновлено:01:07:01 AM GMT

Премудрость и знание чистое
  •  
Вы здесь: Культура Классическая музыка Музыка - классический период
Разве не все это классика?

Если сравнивать с предыдущим периодом, периодом барокко, то классическая музыка в это время изменилась до неузнаваемости, и это всего лишь за каких – то восемьдесят лет. Считается, что длился классический период с 1750 года и примерно до 1830–х годов. В это время не только творили три величайших композитора – Гайдн, Моцарт и Бетховен, но и окончательно оформились жанры классической симфонии и концерта в том виде, в каком они существуют сегодня.

В это время ученые продолжали делать новые открытия, в Англии началась промышленная революция. Впервые в истории человечества поднялись в воздух на сконструированном ими воздушном шаре. Джеймс Кук открыл Австралию, и вскоре туда устремились корабли со ссыльными. Тем временем Америка добилась независимости, а во Франции произошла революция, лишившая короля власти.

Кристоф Виллибальд Риттер фон Глюк
Известен прежде всего своим вкладом в развитие оперного искусства. Глюк в основу своей оперы положил древнегреческий миф об Орфее и Эвридике. Он уделял гораздо большое внимание характеру героев и развитию сюжета. Он также включил в оперу два балетных номера, в том числе и "Танец блаженных духов", который пользуется популярностью и поныне.
Глюк перенес акцент на саму историю. Он также первым из композиторов стал использовать в операх кларнеты, английские рожки (похожие на увеличенные гобои) и тромбоны.
Скончался Глюк в Вене после нескольких апоплексических ударов.

Карл Филипп Эммануил Бах
Это был сын Иоганна Себастьяна Баха. И хотя Карл Филипп Эммануил не достиг высот славы своего отца, он тем не менее внес ощутимый вклад в классическую музыку. Ранние произведения Карла Филиппа Эммануила в чем – то похожи на сочинения его отца, а более поздние можно сравнить с музыкой Гайдна.
В жизни Карл Филипп Эммануил прославился при дворе Фридриха II Прусского, на службе у которого он провел двадцать восемь лет, как мастер игры на клавишных инструментах. В качестве композитора он развивал жанр сонат. Карл Филипп сменил Телемана на должности капельмейстера Гамбурга, в должности которого ему приходилось давать около двухсот выступлений в год в пяти различных церквях. При этом Карл Филипп Эммануил еще нашел время и для того, чтобы написать трактат "Опыт правильного способа игры на клавире", по которому впоследствии учились многие пианисты.

Франц Йозеф Гайдн
Оставил свой след в истории, как один из величайших "архитекторов" классической музыки классического периода. Он пережил многих своих современников и за свою семидесятисемилетнюю жизнь стал свидетелем необычайных перемен. Особенно сильное влияние он оказал на развитие симфоний, сонат и струнных квартетов. В этом он послужил образцом для подражания композиторам, заступившим ему на смену, в том числе Моцарту и Бетховену.
Гайдн – один из настоящих "трудоголиков" от классической музыки, опубликовавший около тысячи двухсот произведений, включая не менее ста четырех симфоний, более восьмидесяти струнных квартетов, более пятидесяти сонат для фортепьяно, по меньшей мере двадцати четырех концертов и двадцати опер. К этому стоит добавить девяносто хоральных произведений, более ста песен и буквально сотни других работ для отдельных инструментов или камерных оркестров, носящих имя Гайдна.
Своим успехом при жизни Гайдн во многом обязан покровительству со стороны князей Эстерхази – одного из самых влиятельных семейств Венгрии. Он также стал одним из первых музыкальных знаменитостей, путешествовавших по европейским городам, подобно тому, как в наши дни разъезжают по турам "Роллинг Стоунз" или Робби Уильямс.
Особенно он прославился после визитов в Англию. Английские контракты позволили ему скопить целое состояние. Успех Гайдна еще более впечатляет, если учесть, что он многому научился сам, без помощи учителей. Скорее всего, именно благодаря этому Гайдну удалось разработать свой собственный стиль исполнения, свободный от условностей того времени. Забавные прозвища получили его симфонии. Так, например, Симфония № 101 называется Часы, потому что музыкальные фразы в ней напоминают движение маятника, а Симфония № 94 называется Сюрприз – после очень тихого начала раздается оглушительный аккорд. Также он создал симфонии: философ, Меркурий, Школьный учитель, Медведь, Курица, Чудо и целая группа Лондонских симфоний.

Иоганн Христиан Бах
Пользовался гораздо большей прижизненной известностью, чем его отец Иоганн Себастьян Бах. Среди последующих поколений он прославился тем, что первым дал сольный концерт в Лондоне, поэтому его иногда называют "лондонским Бахом".
В начале своей карьеры Иоганн Христиан заработал немало денег, но к концу жизни его финансовые дела складывались неудачно, а известность начала постепенно угасать.

Август Карл Диттерс фон Диттерсдорф
В настоящее время Диттерсдорф почти забыт, но при жизни он был одним из самых известных европейских композиторов, хотя популярность не принесла ему особого благосостояния. Он написал более ста двадцати симфоний и сорока пяти опер, а также хоровые и камерные произведения. Его музыка, несомненно, заслуживает того, чтобы ее слушали чаще, и вполне возможно, что с таким именем ему удастся снова завладеть вниманием публики.


Луиджи Боккерини
Cочинил около шестисот различных произведений, но в наши дни он известен по большей части своим менуэтом из Струнного квинтета ми – мажор, который исполнялся в классическом английском фильме "Игры джентльменов" ("The Ladykillers"). Всего же Боккерини написал сто пятьдесят четыре разных квинтета для различных сочетаний инструментов.
При жизни Боккерини прославился как виолончелист, выступавший в Италии, Франции и Испании. Но конец его жизни не назовешь слишком удачным – ему суждено было пережить двух жен и нескольких детей и скончаться в бедности. Проживи он еще несколько лет, он бы дождался, когда его музыка снова войдет в моду.

Антонио Сальери
Cчитался одним из самых влиятельных фигур венского музыкального сообщества. В Италии и Франции большим успехом пользовались его оперы. Ближе к концу жизни он занялся преподавательской деятельностью.
Что касается истории с Моцартом, то, в зависимости от точки зрения, Пушкин либо обесславил Сальери, либо обеспечил ему прочное место в истории, написав в 1831 году драму "Моцарт и Сальери", на основе которой Питер Шэффер создал пьесу "Амадей", а Милош Форман в 1984 году поставил одноименный фильм.

Вольфганг Амадей Моцарт
Родился в Зальцбурге 1756 года. Сс самого раннего детства отличался необычайными способностями: в три года уже играл на клавесине, а к четырем сочинял пьесы. Его отец Леопольд был композитором и музыкантом при дворе князя – архиепископа Зальцбурга. Его талант, конечно, не сравним с талантом сына, но музыка окружала маленького Вольфганга с детства, его сестра, Мария Анна, также обладала музыкальными способностями. Когда Леопольд понял, насколько талантливы его дети, он решил отправиться с ними в путешествие по Европе. Это была весьма примечательная поездка, длившаяся четыре года. За это время они посетили Мюнхен, Вену, Париж, Лондон, Амстердам, снова Мюнхен и вернулись в Зальцбург.
К началу поездки Моцарту исполнилось всего шесть лет, а под конец путешествия десятилетний мальчик стал настоящей звездой, блестяще выступавшей перед самыми влиятельными людьми. На протяжении всей жизни Моцарт писал письма друзьям и знакомым, благодаря которым мы можем многое узнать о том времени.
Будучи еще ребенком, Моцарт научился блестяще выступать на публике. Но талант его выражался не только в виртуозном владении инструментом – к двенадцати годам Моцарт уже сочинил две оперы.
В то время Моцарт снова отправился в странствования. На этот раз целью стала Италия. где его очаровало также местное оперное искусство. Позже он сам сочинил несколько великолепных опер, включая Женитьбу Фигаро, Дон Жуана, Так поступают все и Волшебную флейту.
Одним из композиторов, оказавших на Моцарта большое влияние, был Йозеф Гайдн: великие музыканты восхищались искусством друг друга. Гайдн однажды сказал отцу Моцарта: "Как честный и богобоязненный человек должен сказать вам, что ваш сын – величайший композитор".
Еще в юном возрасте Моцарт стал придворным музыкантом князя – архиепископа Зальцбургского. Его отношения с покровителем всегда были трудными, и в конце концов в результате усилившихся разногласий Моцарту пришлось оставить службу.
Некоторые композиторы часами работают над одной и той же музыкальной фразой, по много раз меняя каждую ноту, но Моцарт писал на удивление быстро и легко, создавая запоминающиеся мелодии на ходу, буквально из воздуха.
Что касается финансового положения Моцарта, то оно всегда было в ужасном состоянии. Он упорно работал и много лет достаточно хорошо зарабатывал, но как бы быстро ни приходили к нему деньги, утекали они еще быстрее. Под конец он запутался в долгах и позанимал большие суммы у знакомых, которые и не надеялись вернуть их обратно.
В последний год жизни его здоровье неуклонно ухудшалось, но смерть Моцарта все равно стала неожиданностью, породившей много слухов, вплоть до того, что его якобы убил Антонио Сальери (о чем и рассказывается в трагедии "Моцарт и Сальери" и в фильме "Амадей"). Утверждается, что однажды в дверь Моцарта постучался "незнакомец в маске", заказавший ему реквием. По всей видимости, это был слуга некоего дворянина, желавшего выдать будущее произведение за свое собственное, но Моцарт решил, что к нему пришел дьявол, заказавший реквием на похороны самого музыканта. По мере того как композитор работал над произведением, его состояние стремительно ухудшалось, так что он так и не дописал его до конца. Закончил Реквием ученик Моцарта Зюсмайер.
Скончавшись в возрасте тридцати пяти лет, Моцарт оставил свои финансовые дела в удручающем состоянии. Его похоронили в общей могиле за пределами Вены.
Его наследие составляет более шестисот пятидесяти работ, демонстрирующих его музыкальную гениальность. Во всем, что создавал Моцарт – в операх, симфониях, концертах, камерных произведениях, – ощущается его неповторимое дарование. Очень грустно, что жизнь поистине великого композитора закончилась столь печально.

Людвиг ван Бетховен
Композитор любил подчеркивать, что слово "ван" перед его фамилией указывает на благородное происхождение, хотя родился он в самой обычной семье: его отец был родом из Фландрии – потому – то и появилось в его фамилии это самое "ван".
Мальчик явно отличался музыкальным талантом, и отец надеялся, что из его сына выйдет второй Моцарт. В двадцать с небольшим Бетховен начал терять слух, а к сорока годам полностью оглох. Однако он продолжал сочинять гениальные произведения, не имея возможности услышать ни одной ноты из написанного. Это самое невероятное достижение из всех, о которых рассказывается в нашей книге. Одного этого факта уже достаточно, чтобы назвать Бетховена величайшим композитором всех времен, и это притом, что ему не надо делать скидку из – за болезни. Его музыка, выдержавшая испытание временем и ставшая основой классического репертуара, говорит сама за себя.
Бетховен отказывался смириться со своей глухотой, и она доставляла ему немало сильных переживаний. Его отличительными чертами стали всклокоченные волосы и неряшливая одежда.
Подобно Моцарту, Бетховен освоил самые разные жанры классической музыки: от концертов и хоровых произведений до струнных квартетов и инструментальных соло. Это был поистине великий пианист, в совершенстве овладевший всеми тонкостями игры на фортепьяно. Самый известный пример его фортепьянного произведения – Лунная соната, названная так не самим композитором, а музыкальными критиками, сравнившими впечатления от этого сочинения с чувствами, возникающими при созерцании луны над Люцернским озером.
Бетховен сочинил всего одну оперу под названием Фиделио, для чего ему потребовалось несколько лет. Одну из арий он переписывал не менее восемнадцати раз, а прежде чем остановиться на окончательной увертюре, он перебрал четыре разных варианта.
Коньком Бетховена можно назвать симфонии – этот жанр он развивал на протяжении всей жизни. Многие считают главным достижением композитора его последнюю Симфонию № 9 для большого оркестра с хором и четырьмя солистами. В финале этой симфонии звучит знаменитая Ода к радости.
К тому времени, как эта симфония была исполнена на публике, Бетховен утратил слух полностью. На премьере он стоял спиной к залу и ничего не слышал, пока одна из певиц не взяла его за руку и не развернула к залу. Только тогда он узнал, что собравшиеся устроили ему бурную овацию и рукоплещут его гению.
Умер Бетховен в пятьдесят шесть лет. Его личная жизнь Бетховена была далеко не такой блестящей, как его музыкальное творчество. Он никогда не женился, хотя несколько раз очень сильно влюблялся. Глухота доставляла ему немало неприятностей, и вследствие болезни, как уже было сказано выше, его характер окончательно испортился. В это трудно поверить, слушая такую чудесную музыку, как Лунная соната, но, к сожалению, это правда.

Людвиг Шпор
Внес немалый вклад в развитие классической музыки, незаметно совершил своего рода революцию: он не только одним из первых стал использовать дирижерскую палочку, но и изобрел подбородник для скрипки примерно в 1820 году.
Шпор был популярным композитором своего времени, и искусным скрипачом. Его учебник "Школа для скрипки" пользовался неизменным успехом и стал обязательным пособием для начинающих скрипачей. Шпора - один из композиторов, стоящих на границе классического и романтического периодов.

История муыки Дарен Хенли
Просмотров: 148