Оксана Лынив
Деятель культуры
Украинский дирижер. Первая женщина — главный дирижер Оперы и филармонического оркестра в городе Грац.
Дата рождения: 06.01.1978 г.
Родной город: Броды, Львовская область
Оксана Лынив стала вторым ребенком в семье потомственных музыкантов. Ее старшего брата Юрия также быстро приобщили к музыке. Позже Оксана рассказывала в интервью, что родители дали ей и брату достаточно много свободы. Их не контролировали и не ограничивали так, как других детей. Она частенько гуляла в лесу вместе со своим братом, не испытывая бремя и соблазна родительских запретов. Под влиянием отца и матери дети очень рано занялись музыкой. В некоторой степени родители предопределили профессию своих детей, хотя Юрий и Оксана были согласны с этим выбором. Как только дети чуть подросли, они начали играть в музыкальном ансамбле.
Оксана Лынив совмещала основную учебу с музыкальной школой. После она поступила в Дрогобычское музучилище. Окончить это учебное заведение девушке не удалось. Спустя год она переехала во Львов. Там она продолжила обучение в музыкальном училище по классу свирель. Высшее образование Оксана Лынив получила во Львовской музыкальной академии им. Н. Лысенко. Там она в совершенстве освоила дирижерское мастерство. Руководителем ее класса был Богдан Дашак, главный дирижер Львовского оперного театра. Именно этот педагог позволил раскрыться талантливой ученице и получить прочный карьерный старт. Еще будучи студенткой, Оксана Лынив стала ассистенткой своего преподавателя, сотрудничая с ним в опере.
Окончив ВУЗ, девушка развернула бурную профессиональную деятельность.
В 2004-ом году Оксана Лынив "засветилась" в Бамбергской филармонии. Украинская музыкантша приняла участие в конкурсе дирижеров им. Г. Малера. Это была первая поездка Оксаны за рубеж, которая оставила за собой крайне позитивные воспоминания. Девушке удалось занять третье место на этом состязании. Работа Оксаны привлекла большое внимание специалистов музыкальной отрасли.
Так, в 2005-ом году она получила работу в Бамбергской филармонии, став ассистентом дирижера Джонатана Нота.
В том же году Оксана Лынив поступила на аспирантуру Дрезденской высшей школы им. К. М. фон Вебера.
В 2007-ом году Оксана начала дирижировать молодежными оркестрами на родине. Она также работала дирижером в Германии, Франции, Швейцарии, Эстонии и Румынии.
В 2008-ом году Оксана получила должность в Одесском национальном академическом театре оперы и балета. Под ее руководством совершались постановки многих классических произведений.
В 2013-ом году Оксана Лынив заняла пост помощника генерального музыкального директора Кирилла Петренко. В этот же период она ассистировала дирижеру Баварской оперы. Несколько позднее ей доверили дирижерский пост в этом театре.
В 2015-ом году украинке Оксане Лынив достался титул лучшего дирижера Баварской национальной оперы.
В 2017-ом году она стала главным руководителем в оперном и филармоническом оркестрах Граца. Так украинская дирижерша стала первой женщиной, которая возглавила оркестр этого австрийского города. На этой должности Оксана работала один год.
В том же 2017-ом году она основала Украинский молодежный симфонический оркестр, музыкантами которого стали талантливые дети и подростки из разных уголков страны.
Оксана Лынив входит в топ-3 лучших дирижеров-женщин мира.
Источник: https://p.dw.com/p/4FCPp
В свои 43 года знаменитый украинский дирижер Оксана Лынив - не просто звезда мирового масштаба и влиятельная личность в мире оркестровых дирижеров, в котором доминируют мужчины. В 2021 году она произвела настоящий фурор, став первой женщиной, дирижировавшей оркестром на Байройтском фестивале - за всю 145-летнюю историю этого праздника классической музыки, на котором исполняются оперы Рихарда Вагнера (Richard Wagner). В нынешнем году Оксана вновь стоит за дирижерским пультом в Байройте и, как и в прошлый раз, возьмет на себя музыкальное руководство "Летучим голландцем". Премьера спектакля состоится сегодня, 6 августа.
А еще Оксана Лынив - арт-директор и инициатор международного фестиваля классической музыки LvivMozArt во Львове, основательница и главный дирижер Молодежного симфонического оркестра Украины. DW встретилась со звездой в Байройте и поговорила с ней о ее дирижерской деятельности, о Байройте и разразившихся там дебатах о сексизме, а также о том, какие чувства вызывает у нее агрессивная война, развязанная Россией на ее родине - в Украине.
Deutsche Welle: Госпожа Лынив, каково это - вернуться в Байройт год спустя после блестящего дебюта?
Оксана Лынив: Это прекрасно! Я очень рада, что мой столь важный дебют в Байройте состоялся в прошлом году. В нынешнем году в сложившихся обстоятельствах это было бы гораздо проблематичнее.
- Во второй раз вы чувствуете себя, вероятно, более комфортно и легко - и испытываете меньше стресса…
- Теперь я могу просто сосредоточиться на музыке и не отвлекаться на этот безумный ажиотаж со стороны медиа и волну паблисити. И, честно говоря, гендерному вопросу придается слишком большое значение. А ведь мужчина ты или женщина - это вообще не имеет никакого отношения к нашей работе. Я была счастлива, когда пришла на первую репетицию - и многие музыканты подходили ко мне и говорили: "Мы так рады, что в этом году мы снова будем играть вместе". Музыкантам все равно, женщина я или нет. Для всех нас важно то, что мы делаем по-настоящему замечательные спектакли и получаем удовольствие от того, что работаем вместе.
- Здесь, в Байройте, бушуют дебаты о сексизме. Утверждается, что женщины подвергались нападкам. Даже директор фестиваля Катарина Вагнер (Katharina Wagner) якобы становилась их объектом. Каков был ваш личный опыт и как вы оцениваете эти дебаты?
- Я была очень удивлена, когда прочитала об этом. У меня в данном отношении вообще нет негативного опыта. С первого дня работы в Байройте я постоянно ощущала большое уважение к себе - и со стороны всех сотрудников, и со стороны музыкантов оркестра. Если Катарина Вагнер такое утверждает, значит, дым не без огня. И очень плохо, если это соответствует действительности. В таком случае надо провести проверку, ибо подобным вещам не место ни в нашей сфере, ни в нашем обществе.
- Ну, а если говорить в целом о музыкальной сфере: что вы можете сказать о сексизме - исходя из собственного опыта и вообще?
- Не секрет, что раньше сексизм в сфере классической музыки был очень распространен. Разумеется, это было связано с мифом о так называемых маэстро - обладающих неким превосходством мужчинах, с которыми все должны считаться. Конечно же, это плохо. Мне же как молодой женщине-дирижеру чаще приходилось выслушивать со стороны старших по возрасту коллег или мужчин-дирижеров высказывания такого содержания: у тебя ничего не получится. Что ты пытаешься сделать? О чем ты грезишь? В общем, что-то в этом роде.
И да, это очень оскорбительно. И я рада, что в наше время такое недопустимо, что от дирижера и музыкантов оркестра требуют уважительного отношения друг к другу. Я также рада, что наша сфера становится все более многонациональной, а также более многообразной. Если мы как общество не станем работать над своими ошибками, то никакого прогресса не будет.
- Байройтский фестиваль все больше и больше открывается новому и, похоже, также стремится идти на сближение с новой аудиторией...
- Да, я в восторге от того, что Байройтский фестиваль становится все более открытым и постоянно находится в поиске новых форматов. В этом году был реализован совершенно новый формат open-air - под открытым небом в парке рядом с Дворцом фестивалей. Его идея в том, чтобы донести музыку до людей напрямую, без билетов и рассадки по местам. Каждый желающий может прийти сюда - со своими семьями и друзьями, прихватив пледы и все, что нужно для пикника. Прекрасная концепция, а девиз проекта - "Вера, Надежда, Любовь".
- Замечательный девиз - особенно если вспомнить о ситуации на вашей родине, в Украине...
- Да, это действительно трагедия. И я считаю, что эта трагедия сейчас затрагивает всех - не только тех, кто живет в Украине, но и каждого человека, выступающего за европейские ценности, демократические ценности, гуманистические ценности.
Люди постоянно сталкиваются со смертью, насилием, жестокостью. Это очень, очень тяжело эмоционально, и ты тщетно пытаешься найти этому какие-то объяснения. Мне в какой-то степени помогают мысли о том, что и в прежние времена были войны и революции. Тем не менее, и тогда великие композиторы сочиняли музыку и оставили нам произведения, актуальные для нас и сейчас.
- Что реально способна изменить музыка в отчаянной ситуации, в которой находится сейчас Украина?
- К сожалению, мы как люди искусства не можем остановить войну, не можем повлиять на политиков. Тем не менее, музыка и искусство обладают невероятной силой воздействия. Это язык наших сердец, наших душ - и это язык, который также проникает в сердца других людей. И даже если мы не можем помочь напрямую, мы можем сострадать. А сочувствие дает надежду. В свою очередь, надежда дает силы выдержать трудности и не впасть в отчаяние. Если видишь вокруг только агрессию и отчаяние, не замечая света в конце туннеля, то лишишься своего будущего.
Источник: p.dw.com/p/4FCPp
Оксана Линів:
Я виросла у творчій сім'ї, музика оточувала мене скрізь. Ще з дитячого віку я організовувала маленькі музичні колективи і постійно була в мистецькій атмосфері. Та пам'ятаю, що величезна мрія стати диригентом з'явилася у моєму серці, коли я вперше послухала звучання оркестру на вінілових платівках. Я була захоплена, і цю іскру несу досі крізь життя. Саме тоді я повірила у свою мрію, попри те, що довгий час ця професія вважалася суто чоловічою.
Моїм внутрішнім мірилом є впевненість у тому, що я виконую певну місію у житті. Нагороди і відзнаки — лише приємний бонус. Посада головної диригентки у Граці та завдання відкрити легендарний фестиваль у Байройті як перша жінка-диригентка — це результат колосальної роботи над собою як музикантки. І нестримне бажання постійно йти вперед.
Революція, яку здійснюють жінки в мистецтві та науці, доводить, що мрії не залежать від обмежень чи стереотипів. Специфіка роботи диригента — у вмінні водночас формувати масштабне просторове полотно і конструювати дрібні деталі. Ловити все одночасно і будувати з цього певну систему.
Адже розумієш, що від твого погляду, від твого жесту та настрою залежить робота всього оркестру. Бачити кожного музиканта на сцені так само важливо, як тримати на собі його увагу. Від цього буде залежати якість роботи.
Професія музиканта — це постійне вдосконалення. Вона досить виснажлива, проте емоції від результату швидко оновлюють мене.
Робота диригента не терпить страху перед складнощами. Я віддаюсь кожній справі на всі 100% і очікую найкращого результату від тих, із ким працюю. Буває, що сьогодні я диригую у Парижі, а завтра мені потрібно летіти на репетицію в Барселону чи Київ і одразу поринати в роботу з іншим колективом та новою програмою.
Бути диригентом — це бути ніби капітаном великого космічного корабля. Фантастичні відчуття, зізнаюсьМісія, що формує мій шлях — вибудовувати сильний міжнародний імідж України, навчати молоде покоління бути амбасадорами своєї культури. Виконання українських творів, відкриття українських імен і взаємодія нашого музичного середовища зі світовим є важливою складовою моєї діяльності.
Моя бабуся була вчителькою української мови та літератури, і я завжди відчувала тісний зв'язок з культурою та традиціями. Українська поезія, казки — на них мене виховували. Уже потім, коли поїхала навчатися за кордон, я усвідомила, як тут мені цього бракує.
Коли після тривалої подорожі повертаєшся до рідного дому, то навіть із заплющеними очима відрізняєш запах яблук із рідної яблуні. Ці речі не матеріальні і не вербальні, але на підсвідомому рівні вони дарують душевний комфорт та відчуття дому.
Бути у процесі створення музики — дивовижний досвід. Під час репетицій і концертів формується синергія, яку важко описати. Це ніби магія, яку потрібно відчути. Вона передається слухачам і кожному, хто дотичний до творення музикиПаличка диригента для мене символічний об'єкт, адже за допомогою неї я керую відомими колективами з усього світу. Від її кінчика, від точності роботи цієї палички залежить успіх світових прем'єр та вистав.
Професія диригента вважається однією з найскладніших в музичному мистецтві. Вона виникла значно пізніше, ніж інші, в кінці XIX століття. Довгий час вона була прерогативою чоловіків. Кількість жінок-диригентів у світі навіть сьогодні — близько 3%. Тому ця посада є для мене вдвічі більш відповідальною.
Цим предметом я хочу символічно сказати, що кожен може обирати свій шлях у житті та не зраджувати своїй мрії, віддавати їй всі свої сили та енергію. Прагненням до досконалості та щоденною роботою ми можемо досягти дуже високих результатів, удосконалюючи себе самих, рідну культуру та світ навколо.
Источник: independent30.ui.org.ua
Пн, 09 December
Обновлено:01:07:01 AM GMT
Премудрость и знание чистое