Шахматы - гимнастика для мозгов, - Блез Паскаль
Для каждой фигуры установлены свои правила перемещения. Ход может быть сделан на свобоное поле или на занятое фигурой соперника. Взять - побить - значит сделать ход на поле, занятой фигурой соперника, которая снимается с доски. Взятие выполняется за один ход, но можно бить, можно не бить.
Ладья
- ходит и бьет фигуры по прямым линиям, горизонтальным и вертикальным.
Слон
- ходит и бьет по косым линиям - диагоналям, на которых они находятся. Каждый ходит по полям своего цвета.
Ферзь
- ходит на любое поле по горизонтали, вертикали, диагонали, на котором фигура находится. Совмещает свойства ладьи и слона. В англоязычных странах ферзь называется королевой. Самая сильная фигура!
Король
- как и ферзь, ходит в разные стороны, но только на соседнее поле.
Он единственная фигура, которую по правилам нельзя подставить под бой фигуры соперника, нельзя оставить под боем, поэтому и побить короля нельзя.
КОроль может бить любую фигуру возле него, которая не имеет защиты.
Конь
- самая хитрая фигура. Двигается буковой Г или кочергой :) - длина составляе 3 поля, ширина 2. Прыгает по полям разного цвета. Единственная фигура, которая может перепрыгивать через свои или чужие фигуры, которые при этом остаются на месте. Конь берет чужую фигуру, если она находится на конечном поле его движения (носом или хвостом).
Пешка
- ходит вперед по вертикали на одно поле, но только первый свой ход может делать через одно поле. Назад пешка не ходит и не бьет. Взять фигуру пешкой можно только наискосок, по диагонали, вперед на ближайшее поле. Исключение из правила - взятие "на проходе".
Превращение пешки. Взятие на проходе
Белые пешки перемещаются только в сторону 8й горизонтали, черные пешки - только в сторону 1й горизонтали.
Пешка, которая достигла последней горизонтали, снимается с доски и заменяется любой фигурой своегоцвета, кроме короля. Чаще всегопешку заменяют ферзем. Если все восемь пешек достигнут последней горизонтали, то на доске теоретически может оказаться 9 королев или 10 коней соответствующего цвета.
Правило взятия "на проходе"
- Если пешка, проходя два поля, пройдет поле, находящееся под ударом пешки противника, то последняя имеет право ее взять и сама становится на поле, которое она простреливала.
чп=е7 черная пешка
х=поле е6 под ударом белой пешки бп=d5
бп=d5 - бьет пешку е7, если та пойдетсделает первый ход через 2 поля на е5, и становится на ударное поле е6
Рокировка
Рокировка - одновременно - в один ход - перемещение короля и ладьи по последней, своей, горизонтали.
Королю один раз за все время игры предоставляется право сделать двойной ход - рокировку.
Положение короля и ладьи перед рокировкой: ххххКххЛ
Причем первым перемещается король на два поля в сторону к ладье, которая потом переставляется через короля и становится с ним рядом.
- Положение короля и ладьи после осуществения короткой рокирови, что при записи партии обозначается как "0-0": хххххЛКх
- Положение короля и ладьи после осуществления длинной рокировки, что обозначается "О-О-0": ххКЛхххх
Шах
Шах - это нападение на короля.
Тот из соперников, король которого попал под шах, должен защитить своего короля, чтобы продолжать игру.
Защитить короля можно несколькими способами:
1. Побить фигуру, напавшую на короля, если она находится под боем.
Этот способ нельзя использовать, если шах объявляют сразу 2 фигуры. Такой шах называется двойным.
2. Уйти королем на поле, которое не находится под ударом соперника.
3. Защититься (перекрыться) от атакующей короля фигуры своей фигурой.
Этот способ нельзя использовать, если шах объявляют конь или пешка. Объявлять шах вслуъ не обязательно.
Вечный шах - серия ходов, от которых король не может спрятаттся.
Мат
Мат - это нападение на короля, от которого нет щащиты.
С объявлением мата враждебному короля нет защиты.
Пат
Пат - это положение, в котором сторона, имеющая очедь хода, не может сделать ход ни одной фигурой, причем король под шахом не находится.
Чвще всего пат возникает из-за небрежности в выигрышных позициях, торопливости и неосмотрительности соперника, который имеет значительное преимущество.
Результат партии. Ничья
- Партия считается выигранной игроком, который поставил мат королю партнера.
Не всегда шахматная партия заканчивается победой одного из соперник.
- Партия считается закончившей вничью, когда ни один из игроков не может поставить мат королю противника. Считается, что такая партия завершилас "мертвой позицией".
Самый простой пример - на доске остались только короли.
Ничейными считаются также позиции, в которых один из партнеров, хоть и имеет преимущепство в силе, но его недостаточно для того, чтобы поставить мат одинокому королю соперника.
К ничьей приводит и вечный шах.
Партия может закончиться вничью, если одинаковая позиция возникла на доске трижды.
Партия может закончится вничью, если последние 50 ходов сделано каждым игроком без продвижения пешек и без взятия любой фигуры.
Если ни один из соперников не видит путей выигрыша или поиск выигрыша связан с исбыточным риском, то возможен ничейный результат в случае взаимного согласия партнеров: одиз из них предлагает ничью, другой соглашается с предложением. При условии отклонения ничьей партия продолжается.
Еще один из случаев возникновения ничьей - это пат.
По книге Виктор Березин "Азы шахмат"
Ср, 13 November
Обновлено:12:07:01 AM GMT
Премудрость и знание чистое