Воин Дебора
Дебора - совершенно иная. Она - судья и пророчица, одна из семи, почитаемых в Ветхом Завете. В их числе Сарра, жена Авраама, Мариам, сестра Моисея, Эсфирь и другие.
О Деборе рассказывается, что она изготавливала фитили для Святилища и называлась пламенной, но пламенной она была не только поэтому. По своим личным качествам Дебора сродни мужественному воину: пылкая и страстная, властная, высокомерная и горделивая, заносчивая и ревностная. Таким набором чисто мужских качеств больше ни одна женщина ни в Ветхом, ни в Новом Завете не обладала.
К тому же она была богатой женщиной, получающей средства к существованию от земель, находившихся между двумя городами Рамой и Вефилем. У нее были пальмы, оливковые посадки, богатые маслом, посевные поля с бобовыми и зерновыми. Словом, Дебора не нуждалась ни в чем, в том числе и в том, чтобы рядом был мужчина.
К тому же она была наделена особым даром – пророческим - и все сыны и мужи израильские приходили к ней на суд. До нее ни один судья не обладал таким даром и во всем Израиле не было ни одного мужчины, достойного быть судьей.
В противоположность властной и горделивой Деборе предстает скромный и не стремящийся к славе Барак. То ли законный муж Деборы, живущий отдельно от нее на севере Израиля, то ли брат, то ли просто благочестивый муж, который жил и сражался еще при Иисусе Навине при завоевании Земли Обетованной.
К этому времени новое поколение евреев уже давно забыло и о Законе, и о своих предках, и о своих корнях и каждый делал то, что считал справедливым. Каждое колено жило само по себе, единого народа не было, а судьи если и появлялись, то только в каком-то одном колене.
В результате народ становился легкой добычей и если при завоевании Земли Обетованной хананеи прятались от евреев в крепостях, то через некоторое время уже евреи прятались от них и ходили тайными тропами, чтобы их не заметили и не убили.
В это время царь ханаанский Иавин с огромным войском (триста тысяч пехоты, десять тысяч всадников и три тысячи боевых колесниц) во главе с Сисарой завоевал земли израильские и двадцать лет притеснял евреев бранью и руганью, а они платили ему дань.
Когда все дошло до предела, тогда сыны израильские пришли к Деборе и просили, чтобы она вымолила у Бога помощь в борьбе с ханаанами. Поэтому Дебора в победной Песне назвала себя матерью народа, поскольку своим воззванием к борьбе против врага вновь родила евреев как народ.
После явленного ей пророчества, что победа будет за Израилем и что войско должен возглавить Барак, она направила к нему послов, но сама она никогда ни к кому не ходила. Дебора потребовала, чтобы полководец собрал, как повелел Господь Бог, десять тысяч мужей из двух колен – Наффалимова и Завулонова – и пошел с ними против огромного войска Сисары, пообещав, что против врагов будет бороться Он сам.
Барак согласился, но … при условии, что вместе с войском пойдет и Дебора. Барак скромно и смиренно ответил, что если случится победа, то меньше всего в этом будет его заслуга. Выиграть битву малым плохо вооруженным войском в количестве десяти тысяч против трехсоттысячной армии с девяти сотнями колесниц и десятью тысячами конных невозможно. Он считал, что его посылают на верную смерть.
Дебора согласилась на его условие, сказав: "Хорошо, но в таком случае победа не будет принадлежать Бараку, как случилось бы, если бы он пошел на войну самостоятельно. Победу он разделит с женщиной и окончательную точку в войне тоже поставит женщина".
Дебора идет вместе с собранными десятью тысячами мужей и еще несколькими воинами из других колен, которых она лично смогла убедить идти на войну. Встали евреи на вершине горы Фавор, той самой, на которой произошло Преображение Иисуса Христа.
У подножия горы протекала река Киссон, которая в жаркую погоду превращалась в мелкий ручей, а в дожди становилась полноводной, наполняя водой земляные ямы и рытвины, превращавшие местность в болотистую.
Сисара, полководец ханаан, узнав о том, что войска израильские собрались на Фаворе, вышел к подножию горы со всем своим войском, хотя мог бы обойтись и значительно меньшим числом, но, как говорят толкователи, это было сделано по внушению свыше, чтобы сразу погубить все его войско.
Барак, увидев такую военную мощь, испугался и отказался спускаться с горы, если бы не команда Деборы: немедленно вступить в бой, потому что именно в этот день Бог будет с ними. Как только войско спустилось с горы и воины вступили врукопашную с врагом, начался дождь и подул сильный ветер.
Но дул он со спины евреев и в лицо воинам Сисары, мешая им стрелять из лука. Дождь быстро превратил Киссон в бурную реку, а местность в болото. Тяжелая техника застряла и оказалась бесполезной, кони тоже не могли быстро двигаться. В результате войско было разбито, тела уносило водой, а техника досталась Бараку.
Сисара бросился бежать, спасая свою жизнь. Вдалеке он увидел шатер Хевера, сына Израиля, который имел с ханаанами договор о ненападении. В то время в шатре была только одна жена Хевера - Иаиль. Она впустила Сисару. Он попросил у нее воды. Вместо воды она напоила его теплым молоком, обладающим действием снотворного, укрыла его одеялом и он уснул.
Как только он уснул, она взяла шатровый кол в одну руку, молот в другую и вбила кол в висок Сисары, который прошел сквозь голову и врезался в землю. Сисара сразу умер. Так сбылось пророчество Деборы, что слава окончательной победы над Сисарой достанется женщине.
Когда Барак прибежал к шатру, Иаиль сказала: "Войди, я покажу мужа, за которым ты гонишься". И увидел Барак Сисару, пригвожденного к земле. Вскоре царь Ханаанский, которого Барак преследовал после битвы, был тоже уничтожен. И на сорок лет воцарился на земле Израиля мир. И вышли евреи снова из своих крепостей на открытые пространства и перестали ходить тайными тропами и бояться ханаан.
Победе посвящена Песнь Деборы, которая является одной из самых древних и трогательных образцов еврейской поэзии. В Песне в поэтических образах раскрываются детали войны, а заслуга победы отдается Богу, а не людям. Дебора раскрывает здесь некоторые детали битвы, например, как некоторые племена отказались вступить в бой с ханаанами.
Объясняет она и немотивированный, казалось бы, поступок Иаили: между ее семьей и ханаанами был договор о ненападении, но она его почему-то так жестоко убила. В Песне завуалированно говорится об изнасиловании Иаили: "Меж ног ее стал на колени, пал, лег меж ног ее стал на колени, пал, где стал на колени, там пал сраженный".
В конце Песни Деборы рассказывается, как мать Сисары ждет-не дождется своего сына, но он все не возвращается. Она думает, что он забавляется с пленными девушками, но в колдовстве узнает, что сын ее погиб и лежит с окровавленной головой на земле.
Подвигу Деборы и Иаили посвящено много произведений искусства, особенно много картин посвящено Иаили - десятки картин. Деборе и Бараку - редкие единицы. Но Деборе посвящена оратория Генделя, в которой эта героическая женщина предстает как мужественная и трагическая.
Некоторые толкователи считают, что после своего возвеличивания в Песне, Дебору оставил дар пророчества. Что с ней случилось потом, неизвестно. Неизвестна и могила Деборы, в отличие от сохранившейся до наших дней гробницы, в которой произошло захоронение Барака.
Алевтина Гайкова,
богослов, кандидат философских наук