Без молитвы все суета
Зло находи в себе, а не в других людях или вещах, с которыми ты не сумел правильно обращаться. Так и ребенок обращается с огнем или мечом: себя же жжет, себя же режет.
Я тоже вижу за людьми недостатки, но молчу, не обличаю. Лучше молча за людей молиться, чтобы сами свои недостатки осознали, а не обличать, как говорится, с плеча, от чего иные могут духом упасть и в отчаяние прийти.
Если сам ты не милуешь ближних и, что еще хуже, не прощаешь, то как у Господа будешь просить себе милостыни и прощения?
В наших грехах и страстях не виноваты ни вино, ни женщины, ни деньги, ни богатство, как иные хотят себя оправдать, а наша неумеренность. Пьяницы винят вино, блудницы или блудники винят мужчин или женщин, сребролюбцы винят деньги, богатые винят богатство и т.д. Выходит, что если бы не было вина, женщин, денег, богатства, то грешники не грешили бы. Богом устроено все премудро и прекрасно. Но от неразумного употребления и пользования вещами получается зло.
Нужно придерживаться золотой середины, края же гибельны. Золотая середина во всем земном, а наипаче небесном, духовном. Кто быстро вперед забегает, того надо остановить. А кто по нерадению или немощи слишком отстает и не заботится о душевном спасении, тому помочь воспрянуть ото сна, идти наравне со средними, вперед не забегать и сзади не отставать.
Умеренность, воздержание, рассуждение, своевременность, постепенность полезны всем и во всем.
Кто идет с самого начала постепенно, не делая скачков с первой ступени через две-три, а постепенно переходя с одной на другую до конца, не торопясь, тот спасется.
Молиться с любовью к Богу и все дела начинать с молитвы. А без молитвы только суетные дела бывают.
Молиться можно на всяком месте, во всякое время: стоя, сидя, лежа, во время работы, в пути. Только разговаривать в храме грешно.
Кто любит много говорить, празднословить и шутить, у таковых под конец жизни Господь отнимает речь.
Крестное знамение надо полагать правильно, со страхом Божиим, с верою, а не махать рукой. А потом поклониться — тогда оно имеет силу.
Заходя в автобус, самолет, легковую машину и т.д., необходимо молча перекреститься, невзирая ни на кого, даже на смех других.
Молодые не должны уделять своей внешности большого внимания. Не надо им слишком за собой следить: ни часто мыться, ни одеваться со вкусом, а небрежнее, не смущая свою душу и совесть, чтобы для других не быть камнем претыкания. Сам хочешь спастись, и другим не мешай. А старенькие должны быть чистыми и опрятными, чтобы ими не гнушались и не отворачивались от них.
Лучше всего одеваться в синий или серый цвет, скромно. Черное не спасет, и красное не погубит.
За несоблюдение без причины постов — придет время — постигнет болезнь. Тогда не по своей воле будешь поститься. Господь попустит за грехи.
Иногда Великим постом кто-нибудь скажет: "Много сегодня причастников было". А преподобный Севастиан ответит: "Причастников много, да причастившихся истинно не много".
Не нужно гордиться тем, кто своевременно причащается, и не отчаиваться тем, кто по обстоятельствам не может этого делать. Бывает, лишь перед самою кончиной человек сподобляется причаститься во спасение души.
Запущенная, загноенная рана, скрываемая как от телесного, так и духовного врача, трудно поддается уврачеванию и исцелению. В самом начале искушения, когда я мог бы помочь, вы скрываете и ничего не говорите мне. А когда залезаете по уши в беду, тогда плачете и просите: "Батюшка, спаси!" А как я могу спасти, когда поздно уже!"
Севастиан Карагандинский
"Наука и религия"