Книга хороших советов
Познакомьтесь с одним из интереснейших памятников культуры мусульманского Востока. Эту книгу поучений написал для своего сына в конце ХI века Кей-Кавус — потомок некогда могущественного рода иранской аристократии, утратившего свое величие в условиях арабского халифата. Книга сделалась на многие столетия самым популярным пособием по педагогике, да и просто любимым семейным чтением. Большинство советов отца сыну и по сей день звучат актуально и могут оказаться полезными.
О выборе друзей и обычаях, с этим связанных
Знай, о сын, что людям, пока они живы, без друзей не обойтись, ибо лучше человеку быть без брата, чем без друзей. Так спросили мудреца: "Друг лучше или брат?" Он ответил: "Брат, (когда он) и друг, — лучше".
Потому, если заботишься о делах друзей, (старайся) осыпать их дарами и посылать им подарки и быть к ним великодушным, ибо кто не заботится о друзьях, о том и друзья не заботятся, и будет он всегда без друзей и будут так говорить, что он удерживает руку от друзей.
Не держись обычая все время заводить новых друзей. Но, когда берешь нового друга, не поворачивайся спиной к другу старому. Ищи нового друга, а старого удерживай, чтобы всегда иметь много друзей. Ведь говорят: добрый друг — великое сокровище.
А затем заботься о друзьях (твоих) друзей, чтобы они тоже были из числа (твоих) друзей, и страшись друга, который любит твоего врага, ибо может случиться, что дружба к нему окажется сильнее дружбы к тебе.
Остерегайся и такого друга, который враждует с твоим другом, и такого друга, который без всякой причины и повода на тебя жалуется, и больше его дружбы не желай.
Знай, что в мире без недостатков нет никого, но ты будь добродетелен, ибо у добродетельного пороков мало. Друга же, лишенного добродетелей, не держи, ибо от лишенного добродетелей друга блага не придет. Друзей чарки за друзей не считай, ибо они — друзья твоей чарки, а не твои друзья. Различай среди друзей добрых и злых и дружи и с теми, и с другими, с добрыми дружи от сердца, а со злыми на словах, чтобы добиться дружбы и тех и других, ибо не всегда бывает нужда в добрых, бывает иногда, что встретится надобность и в дружбе злых. И хотя общение твое со злыми причинит тебе ущерб в глазах добрых, точно так же общение твое с добрыми умножит твой почет в глазах злых.
С неразумными никогда не дружи, ибо неразумный друг из дружбы сделает то, чего сто разумных врагов из вражды не сделают.
Дружи с людьми добродетельными и праведными, чтобы и ты прославился и стал известен теми добродетелями, которыми прославились и стали известны твои друзья.
(Все же) лучше сидеть одному, чем с плохим другом.Знай, что людей можно распознать по двум признакам, подобает ли дружить с ними или нет. Один тот, что, когда друга его постигает нищета, не жалеет для него добра своего по мере сил своих и в трудные минуты его не покидает, пока не уйдет тот из этого мира в дружбе с ним, а тогда зовет детей своего друга и родню его и оказывает им добро и всякий раз, когда ходит навестить могилу, оплакивает его.
Дружи с людьми, но на друзей не надейся, что, мол, много у меня друзей. Будь сам своим близким другом... Ибо если у тебя даже будет тысяча друзей, то никто не будет тебе более близким, чем ты сам. Друга испытывай в изобилии и в стеснении. В изобилии — золотом и уважением, в стеснении — пользой. Того друга, который не враждует с твоим врагом, называй только знакомым, ибо он только знакомый, а не друг. С друзьями, когда они чем-либо недовольны, обходись так же, как когда они довольны тобой. В общем же другом считай того, о ком знаешь, что он тебя любит.
Если друг откажется от тебя не по разумной причине, не старайся вновь привлечь его, не стоит он этого. Друга алчного сторонись, ибо дружба его с тобой по алчности, не по истине, а с людьми завистливыми никогда не дружи, ибо завистники для дружбы неуместны, так как зависть никогда из сердца не уходит, и друг, у которого она в сердце, будет всегда раздражен и озлоблен.
О покупке земель и домов
Все, что покупаешь, покупай в минуты застоя, все, что продаешь, продавай во время спроса и ищи выгоды, ибо говорят: надо изворачиваться, если хочешь купить.
Не упускай случая поторговаться, ибо торговаться и запрашивать — это половина всей торговли.
Надо покупать соразмерно выгоде и убытку. Если не хочешь разориться, не трать непоступивших доходов. Во всяком деле будь терпелив, ибо терпение — та же разумность.
Если захочешь купить дом, покупай на такой улице, где живут верные люди, на окраине города не покупай.
Ради дешевизны разрушенный дом не покупай и сначала смотри на соседа. Сначала сосед, а там уже дом.
Четыре вещи — великая беда: первое — дурной сосед, второе — многочисленная семья, третье — неуживчивая жена, четвертое — нужда.
Никогда не покупай по соседству с учеными и служащими. Старайся купить на такой улице, где ты будешь самым богатым.
С людьми своей улицы и квартала живи хорошо, больных ходи навестить, тем, кому нужно выразить соболезнование, соболезнуй, покойников провожай.
Детей своей улицы целуй и обнимай, а со стариками улицы здоровайся и будь почтителен. В мечети своей улицы проводи пятничную молитву, а в месяц рамазан не упускай послать туда свечи и лампады.
Пока можешь, селись в больших городах. Дом покупай такой, чтобы твоя крыша была выше других. Однако и ты не причиняй соседу неприятности засматриванием.
Если покупаешь земли, без соседей и без родника не покупай. Все, что покупаешь, покупай в урожайный год, и такое, в котором раздел или сомнение, не покупай.
Каждый день вводи какое-нибудь улучшение, чтобы все время получать все новый доход. Ибо земли дороги доходом. Если бы у них была цена без дохода, то считай, что все пустыни — твое поместье.
О приеме гостей и езде в гости
А чужих людей каждый день в гости не принимай, ибо каждый день гостей по чести принять нельзя. Посмотри, сколько раз в месяц ты сможешь принять, и, если сможешь принять три раза, один раз прими и израсходуй на него все эти три раза, чтобы стол твой был лишен всякого недостатка и придирчивым рот был заткнут.
И когда гость приедет к тебе в дом, всех высылай навстречу и всячески приветствуй и заботься о каждом по достоинству его... И ты не садись, пока гости не попросят один раз и два раза, что садись, мол. Тогда прими участие и ешь с ними, но садись ниже всех. Разве только, что гость будет великим, тогда уже садиться нельзя.
И перед гостями не извиняйся, ибо извиняться — это привычка простых людей и базарных торговцев, не говори каждый час: о такой-то, хорошенько покушай, ты, мол, ничего не кушаешь, не стыдись, что я для тебя ничего не смог устроить. Такие слова не для знатных людей, это такие слова, как у торговцев, которые за несколько лет раз могут принять гостя. От таких слов люди стесняются, не могут есть и встают из-за стола твоего полуголодные.
Когда гости поедят, после омовения рук, прикажи принести розовой воды и ароматов. О слугах и рабах гостя тоже заботься, ибо добрую или дурную славу разносят они. И во время бесед прикажи побольше разложить сладостей и ароматных трав и хороших музыкантов прикажи привести.
Если твои рабы совершат проступок, ты перед гостями их не брани и не делай кислого лица. Если же гость твой тысячу раз сделает нелепость и скажет (что-либо неподходящее), ты все ему прощай. Но охранять права гостя стоит, когда он сам человек понимающий, а не то, что ты первого попавшегося или голытьбу тащил к себе в дом.
А затем (если сам) поедешь в гости, к первому встречному не езди, ибо это наносит ущерб сановитости. А когда едешь, голодным не езди, но и сытым тоже не езди, чтобы ты мог поесть и хозяин не обиделся. И когда приедешь к хозяину, садись на место, которое тебе подобает, хотя бы это было в доме у знакомых.
И в том доме за пределы своих прав не выходи и слугам хозяина не говори: эй, такой-то, это блюдо сюда, а ту миску туда... Не будь гостем, сующимся не в свое дело, и приноравливайся к миске и скатерти других людей.
Все, что захочешь, делай, не пив вина, тогда поймут, что это сознательно. И если от музыкантов музыки потребуешь, не требуй только легких напевов, чтобы не обвинили тебя в сладострастии и пьянстве.
О соблюдении доверенного
О сын, если тебе кто-нибудь доверит что-либо на хранение, пока только можешь, никоим образом не принимай, а если уж примешь — храни... дабы в целости доставить хозяину обратно.
Потому, если (это добро) погибнет от твоей руки без воли твоей, будет хорошо, если ты купишь что-либо взамен. А если попутает тебя див и позаришься ты на него и будешь отпираться, большой это грех. А если ты вернешь его хозяину, много придется тебе помучиться с хранением его, и когда много намучаешься и ту вещь вернешь, мучения останутся тебе, а тот человек никоим образом тебе благодарен не будет.
А погибнет та вещь, никто не поверит, и ты без всякой нечестности станешь перед людьми бесчестным, и исчезнет уважение к тебе у сверстников твоих, никто не будет тебе доверять. Если же останется она у тебя, то запретна она, и большой грех останется у тебя на шее, и в этом мире не будешь счастлив, и в том мире постигнет тебя кара Господа Всевышнего.
Но если ты сам кому-либо что-либо доверяешь, не передавай тайно, ведь никто у него ничего из твоего добра не отнимет. Без двух верных свидетелей своего добра никому не давай на хранение и на то, что передал, бери у него расписку, чтобы избавиться от тяжбы. А если дойдет дело до тяжбы, во время тяжбы наглым не будь, ибо наглость — признак насилия. Пока можешь, не давай клятв, ни верных, ни ложных, и не делай себя известным тем, что (охотно) приносишь клятвы, чтобы, если когда-нибудь тебе (действительно) придется поклясться, люди сочли тебя в этой клятве правдивым. Как бы ты ни был богат и славен, но если ты не правдив, то считай себя бедняком, ибо опозоренный и лживый в конце концов всегда приходит к нищете. А доверенное тебе чти, ибо сказали, что доверенное — философский камень золота, и всегда будешь жить богатым, то есть будешь честным и правдивым, ибо все богатства принадлежат честным и правдивым.
О порядке наказывания и прощения
О сын, знай и запомни это, и не считай людей заслуживающими кары за всякий проступок. Если кто-либо совершит проступок, испроси в сердце у себя прощения проступка его, ибо он человек, а первый грех совершил Адам.
Из-за всякого пустяка не гневайся и прими за обычай сдерживать раздражение. Если у тебя попросят прощения проступка, — прощай и прощать считай для себя обязательным, если бы даже это был тяжкий проступок, ибо если раб не будет грешить, не будет и прощения господина, а если ты воздашь карой за проступок, где же тогда твоя мягкость?
Простив кого-либо, не попрекай его и о проступке не вспоминай, иначе
будет так, словно ты и не прощал. Сам же не совершай проступков, дабы не пришлось просить прощения, а, когда совершишь, просить прощения не стыдись, чтобы раздор прекратился.
Если кто-либо совершит проступок, который достоин кары, то установи меру кары и карай сообразно проступку. Чтобы за один дирхем проступка карать на полдирхема, дабы ты мог отнестись к числу великодушных и в то же время достойных, ибо не годится, чтобы великодушные поступали как безжалостные.
Поэтому когда преступник просит прощения, ты соглашайся и знай, что нет такого преступления, которое нельзя было бы простить. А к пленникам нужно быть великодушным, ибо убивать пленника непохвально и даже заслуживает порицания. Потому в этом деле не допускай оплошности, дабы заслужить прославление в обоих мирах.
Если же у тебя самого будет к кому-либо нужда, то прежде посмотри, великодушный это человек или нет, или же скупец. Если человек великодушный, то проси и выбери удачное мгновение, не проси, когда он огорчен, а также когда он натощак, ни о чем не проси. И когда будешь просить, надумай добрые речи, сядь, соблюди все добрые приличия, а затем вкратце сообщи о той нужде. И если будешь умело просить о том, что тебе надо, то никогда не уйдешь, не получив желанного.
И в ком бы ты ни нуждался, веди себя, как раб и слуга его, а если добьешься желаемого, повсюду благодари, ибо Господь Всевышний говорит: если возблагодарите, умножу Я вам.
Если человек низкий и скупой, то, когда он трезв, ничего у него не проси, а когда будет опьянен, проси, ибо низкие и скупые люди в опьянении щедрее, хотя на другой день они и раскаиваются. А если будет у тебя нужда к низкому человеку, знай, что ты достоин сожаления, ибо говорят: три вида людей достойны сожаления — разумный, который подчинен неразумному, сильный, над которым будет главенствовать слабый, и великодушный, который будет нуждаться в низком.
Советы
Как бы человек ни был учен, но если наградой за это ему не будет разум, знания его — беда для него.
Если хочешь, чтобы труды твои для людей не пропали напрасно, смотри, чтобы труды людей для тебя не пропадали напрасно. Если не хочешь быть крайне опечаленным, не будь завистлив. Если хочешь избежать обиды, не гони то, что не идет. Если не хочешь, чтобы у тебя за спиной смеялись, будь милостив к подчиненным.
Если хочешь избежать длительного раскаяния, не поступай по желанию сердца. Если хочешь не знать страха, не чини зла.Почему ты не назовешь врагом человека, который видит свою доблесть в причинении обиды людям?
Русский перевод "Кабус-наме" выполнил в 1953 году
известный иранист Е.Э. Бертельс
"Наука и религия"
Сб, 14 December
Обновлено:01:07:01 AM GMT
Премудрость и знание чистое