На пороге Нового Завета, собственно говоря, еще в Старом, мы встречаем образ Елисаветы, матери Иоанна Крестителя, Предтечи и Устроителя пути нашему Господу. Очень мило и знаменательно то, что в Новом Завете мы встречаем гораздо больше светлых образов, чем в Старом.
Драгоценно описание, которое Святой Дух дает пером Евангелиста Луки о Елисавете и ее муже: Луки 1:5 -б "Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды именем Захария и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавста. Они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно".
Ничего большего невозможно сказать о человеке, чем здесь сказано о Елисавете и Захарии: "Оба они были непорочны пред Богом", потому что так более понятно могли бы мы перевести, так как слово "праведный" с течением времени приобрело другое значение. Кто следует церковным обрядностям, кто постоянно посещает церковь, тот "праведен". Да, в некоторых краях быть праведным и идти в церковь имеет одно и то же значение: "Мы были праведны!" Это значит, что они были в церкви. Но "праведность" не заключает в себе так называемое исполнение религиозного долга или же церковных обрядностей. Перед Богом это не имеет никакого значения.
Возвратясь к первоисточнику, мы найдем совсем другое слово. Вот слово, которое сказал Бог Аврааму: "Я Бог Всемогущий. Ходи предо Мною и будь непорочен", Бытие 17:1. Иными словами "Будь совершен". И здесь в Луки мы должны бы перевести "оба они были непорочны пред Богом" или же "совершенны пред Богом".
"Праведник", "праведность" — эти слова имеют всегда привкус собственного старания, собственных дел. И если кто свое притязание на небо строит на основе чего-то собственного, то это страшное заблуждение!
Захария и Елисавета были намного более, чем "праведны", они были непорочны пред Богом.
Существует много родов праведности. Самой популярной и распространенной является самоправедность. Считают себя праведными, потому что не знают себя, потому что не имеют света увидеть свое грешное сердце. Это очень печально, когда кто-либо основывается на собственной праведности; так как кто самоправеден, тот не нуждается в Спасителе. Он доволен самим собой! И он со своей мнимой праведностью идет в ад! Нередко можно видеть многих, которые недалеко ушли с мнимой праведностью и притом думают устоять с нею перед Богом, перед святым Богом, глаза Которого, как пламень огненный! Какая это ужасная слепота!
Некоторые возможно имеют несколько лучшую праведность. Они не только сами себя считают праведными, но и другие считают их за таковых. Это их гордость и их слава! "Никто не может меня осудить, я всегда вел порядочную и честную жизнь!" Возможно, что действительно ни один человек не найдет предосудительного в твоей жизни, но неужели поэтому ты уже праведен перед Богом? Можешь ли ты предстать пред очами Его со своей праведностью? Действительно ли ты отважишься быть на брачной вечере Агнца, не имея белой одежды праведности Иисуса Христа? Что будет с тобой, когда Господь придет осмотреть Своих гостей? Горе тебе, ты будешь выброшен во тьму внешнюю!
Как можно быть праведным перед Богом? Об этом нам говорит история Авраама: "Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность". Бог обещал Аврааму большое потомство. По человеческому рассуждению это было совершенно неправдоподобным и даже невозможным, так как Авраам и Сарра были стары, в преклонных годах. Но как бы ни казалось это невозможным, Авраам поверил слову Бога.
Так жили и Захария с Елисаветой в простом детском доверии к Богу, и это вменено им в праведность. Никаким иным путем невозможно получить праведность, исходящую от Бога, как только через веру. Только нам получить ее гораздо легче, чем Аврааму или же Захарии и Елисавете. Те верили сказанному слову, а мы можем верить Слову, ставшему плотию, нашему Господу Иисусу Христу. "Кто верует в Сына,— говорит апостол Павел,— тот праведен". Не успокаивайся до тех пор, пока ты не сможешь сказать: "Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа", Римлянам 5:1.
Но этим еще не исчерпывается похвала обоим благословенным старцам. Далее сказано: "Поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно", Луки 1:6. Что это обозначает? Если перо Божие пишет далее о Захарии и Елисавете, что они "поступали по всем заповедям и уставам Господним беспорочно", то это действительно так и было. Дух Святой не преувеличивает, как мы, люди, обычно делаем это охотно, но Он говорит точно и полную истину. Это что-то великое, что говорит о них Слово. Более великого невозможно сказать о смертном человеке. Они жили непорочно и поступали по всем заповедям и постановлениям Господним.
Если они были непорочны по определению Божьему, то они, безусловно, вели святую, благоугодную жизнь, это несомненно! Как это они могли вести такую благоугодную жизнь?
В Израиле в те времена одна мысль заполняла сердца многих: мысль, что Мессия должен придти вскоре! Страстное ожидание томило сердца многих: "Сторож, сколько ночи?" Исайя 21:11. Многие в те дни ждали "утешения Израиля". Там был старец Симеон, которому было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня: "Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня", Луки 2:26. Там была добрая старица Анна, Дева Мария из Назарета, некоторые пастухи на полях Вифлеемских, там был праведный советник Иосиф из Аримафеи: "не участвовавший в совете и в деле их; из Аримафеи, города Иудейского, ожидавший также Царствия Божия", Луки 23:51.
Короче говоря, повсюду в стране были люди, которые из мрака современности устремляли взгляд в светлое будущее и ожидали грядущего Господа. К числу этих людей, полных страстного ожидания Мессии относились также и Елисавета со своим мужем. Если кто кого-то ждет, тот всегда держит себя наготове, следит за тем, чтобы все было в порядке ко приходу ожидаемого. Так и Захария с Елисаветой держали их сердца и дом в готовности встретить Господа. "И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищается, так как Он чист", 1Иоанна 3:3. Они не знали, когда придет Мессия, потому всегда были готовы встретить Его.
Если этих два благословенных человека имели силу и благоволение Божие вести непорочное странствование, не можем ли и мы жить так? Ведь Мессия, Которого они ожидали, уже пришел. Нам не надо уже ожидать Спасителя мира, Он уже давно явился во плоти, Он пролил Свою Кровь, чтобы примирить мир с Богом. Он воскрес и восшел на небо, Он послал обещанного Духа Святого, чтобы мы могли вести новую жизнь, облекшись Его силою. Воскресший, прославленный Спаситель есть наш Господь! Его сила нам обещана, Его благодать на нас в преизбытке! И все же так мало детей Божиих, которые "поступают" по всем заповедям и уставам Божиим беспорочно". Проще сказать: "Вести святую жизнь - дело невозможное! Во всю свою жизнь мы остаемся бедными грешниками!"
Так ли это в действительности? Должны ли мы всю жизнь оставаться рабами греха, быть вспыльчивыми, гневливыми, суетливыми, обидчивыми, нечистыми, завистливыми? Если положение таково, то для чего же Христос принес Себя в жертву на Голгофе? Для чего Он пролил Свою драгоценную святую кровь? Чтоб нам оставаться рабами греха и нашего темперамента, Господь не нужен. В этом мы прекрасно преуспеваем сами!
Захария и Елисавета получили чрезвычайно славную похвалу. Они получили ее не от людей, но от Самого Бога! А каково же мнение Божие о тебе? Только оттуда исходит то, чтобы и про тебя было сказано: "Она была праведна пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно".
После того, как перо Божие начертало такую славную похвалу Захарии и Елисавете, следует стих: "У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба они были уже в летах преклонных", Луки 1:7. Это было тяжелое испытание, ибо бездетность в те времена рассматривалась, как проклятие, принималась, как стыд и поношение. В 25 стихе первой главы Евангелия от Луки Елисавета говорит: "Так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми".
Не странно ли то, что Бог с такой праведной душой, как Елисавета, поступает так? Не должно ли предполагать, что Он Своих верных будет вести пространными, проторенными путями? Однако, нет! Он так не делает! Наоборот, Его дети должны часто проходить глубокие ущелья, преодолевать неровные пути и переносить тяжести, ибо Бог испытывает их веру и преданность. И Бог хочет доказать миру, как Его дети переносят горе и страдания, что они имеют на то силу, о которой мир ничего не знает! Не случайно, но с Божественной премудростью Небесный Воспитатель делает то, что те, которых Он удостаивает особенной благодати, должны проходить особенно тяжкие испытания.
У Библейских жен мы часто находим, что Бог испытывал их длительной бездетностью. Сарра должна была до глубокой старости ожидать исполнения Божеского обещания, Рахиль сначала должна была освободиться от страстного вожделения плоти, прежде чем Бог дал ей детей. Жена Маноя, мать Самсона, и Анна, мать Самуила, были испытаны точно так же. Не иначе было и с Елисаветой. Вера, которая не проходит закалку, не выдерживает испытания.
Встречаются большие и малые испытания. Бывают великие испытания, как каменная глыба, и такие легкие, как песчинка. Многие обходят каменные глыбы, а о песчинку спотыкаются. Испытания с песчинку — это маленькие неприятности в ежедневной жизни: небольшая досада на кухне и в детской, где то или другое делается не по-твоему...
Елисавста устояла в испытании. Она совершенно смирилась перед Богом, возложив желание своего сердца на алтарь. Совершенно успокоившись, она думала: "С Твоей руки беру я все! Пускай хождение мое Тебе угодным будет!"
Когда Елисавета отдала Богу все свое желание иметь ребенка, тогда Бог дал ей сына. Она выдержала испытание. Когда ангел известил Захарию, что ему будет дан сын, то он пожелал иметь знамение. Какое неразумие! Не было ли достаточным знамением явление самого ангела? И он получил знамение: уста, которые произносили сомнение на истинность вести от Бога, онемели. С каким горячим желанием он рассказал бы жене, что он видел и слышал в храме! Но его уста были закрыты! Как хотел бы он благодарить и славить Бога! Но он должен был молчать! Он не выдержал испытания!
Когда Слово Божие исполнилось над Елисаветой, тогда она "таилась пять месяцев", Луки 1:24/ Вновь остается она в смиренном покое. Безусловно, большее внимание многих привлекло то обстоятельство, что священник Захария в храме неожиданно потерял дар речи. Всем очень хотелось бы узнать, что же собственно там произошло. От него самого ничего нельзя было узнать. Тогда обратились к Елисавете. Но она не рассказывала, она "таилась". Ей было неприятно рассказывать о грехе мужа. Он и так достаточно тяжело был наказан за сомнение в вести Божией. Никто ничего не узнал из ее уст.
Однако, Елисавету удерживало в молчании не только то, что она не хотела рассказывать о сомнении мужа. Она не хотела и сама выглядеть хвастунишкой перед людьми. Она чувствовала, что этот дар Божий потерял бы священную цену, если бы все люди стали об этом говорить. Ее сердце было полно хвалы и благодарения Богу, так что она лучше оставалась в тишине, чтобы излить свою душу полностью перед Господом.
Если что-либо не достает нашему поколению, так это тишины. Что за гонка и спешка во всех отраслях, что за дела, дела и дела с раннего утра и до поздней ночи. При этом остается совсем мало времени для тишины. И когда человек имел бы даже или имеет время, то он охотно избегает тишины, потому что не знает, куда ему девать себя самого. Кто имеет время, тот ищет "коротать" или "убивать" его. Увы, так поступают с драгоценным благодатным временем! Остаться наедине с самим собой хотя бы на короткое время, нервирует и страшит людей нашего времени. Углубиться в самих себя хоть раз в жизни — одна мысль об этом наводит на них страх!
А ведь драгоценно оставаться в тишине! В тишине с нами говорит Бог, в тишине слышим мы, что Он хочет сказать нам. В тишине Он говорит с нами, как отец со своими детьми, обращает наше внимание на то или другое, что Ему не было угодно делать с нами в суете дня и хлопотах на работе. В тишине Он дает задание и венчает выполненное миром и радостью. В тишине мы можем пребывать и беседовать с Ним, и Он слушает нас! В тишине бывает задушевная беседа между Отцом и Его детьми. В тишине мы можем получить новые силы, и здесь мы вооружаемся для новой борьбы и новых побед!
Так и наш Спаситель часто искал тишины уединенной, чтобы остаться наедине с Богом Отцом и получить новые силы для исполнения Своего великого назначения. Если Он нуждался в тишине, то и мы нуждаемся в ней.
Кто хочет совершить великое и значительное, тот много нуждается в тишине.
На Елисавету было возложено очень большое задание, она должна была стать матерью Предтечи, который "предъидет пред Господом", Луки 1:17. Ее сын должен был исполнить обетование Малахии, осуществить пророчество Исайи. И этот предсказанный герой должен быть вскормлен и воспитан сю. Он должен пройти се школу. Для исполнения такого великого задания нужна тишина, чтобы подготовить и вооружить себя!
Почему из великого множества детей так мало толковых? Почему так много неудачных? Часто потому, что их матери не нашли времени подготовить себя в тишине к большому и святому долгу. Как много матерей часто тяжко согрешают против своих детей, которых вынашивают под сердцем своим, тем, что не бывают в тишине. Если Бог нуждается быть с человеком в тишине наедине, чтоб Он мог через него действовать, то тем более с матерью, ожидающей ребенка. Мать, которая в тишине пребывает с Богом, которая в тишине подготавливает себя к прекрасной и святой обязанности матери, будет благословением для своих детей.
В месяцы, когда Елисавета проводила их в тишине, в Назарете, в маленьком городе Галилеи, также в тишине жила ее подруга. К ней была послана весть от Бога, что она родит Сына, Который будет Спасителем и Искупителем мира. Ангел сообщил ей и о положении Елисаветы, родственницы ее. Тогда Мария встала и с ликующим сердцем пошла к старшей подруге поделиться своей радостью. Это была великая радость! Когда Елисавета услышала голос Марии, она исполнилась Святого Духа и в Духе пророчества узнала в Марии мать Господа.
Иисус видел тотчас, что в человеке. Никто не мог Его обмануть. Некоторую часть этого дара имеют и дети Божий. Они получают свыше взор, способный распознать людей. Некто выдает себя за обращенного, возможно он и сам верит этому. Но дитя Божье ясно чувствует, что здесь слова не соответствуют истине. Чем преданнее Божий человек, тем более он получает способность распознавать духов, от Бога ли они, и заглядывать в сердца, правильно ли они стоят.
Дал бы нам Бог больше и лучше познавать в человеке то, что Всевышний в нем уже сотворил! Такие открытые глаза имела Елисавета. Она узнала в Марии мать Господа, как только она вошла в их дом: "И откуда это мне, что пришла матерь Господа моего ко мне?" Луки 1:43. Какая кротость слышна в ее словах! Она старшая, в преклонных годах, Мария же гораздо моложе. Однако, ни тени зависти, что младшая удостоена большей благодати! Она смиренно склоняется перед младшей, как перед матерью Господа.
Мы знаем, что эта кроткая мать имела также кроткого сына. Так же, как Елисавета встречала Марию, так и Иоанн Креститель встретил Иисуса. Большое пробуждение и успех сопровождали его явление, и, однако, когда появился Христос, он отступает на задний план и говорит: "Идет Сильнейший меня, у Которого я не достоин развязать ремень обуви", Луки 3:16. Если Иоанн был настолько кроток, то, безусловно, он этому научился у своей матери.
Елисавета знала, что Мессия придет скоро, что ее сын будет Предтечею Его, что он имеет назначение приготовить путь для Господа. Соответственно этому она и воспитывала сына своего к предстоящему служению.
В определенном смысле мы не можем себя равнять с Елисаветой. Наши дети не имеют назначения выполнять задание мировой исторической важности, как Иоанн. Но в некоторой степени мы имеем точно такое же задание. Как она воспитала сына своего к тому, чтобы он подготовлял сердца людей к явлению грядущего Господа, так и мы должны делать так же.
О последующей жизни Елисаветы мы ничего не знаем. Возможно, ее уже не было в живых, когда выступил ее сын. Возможно она не была свидетельницей великого пробуждения по проповеди ее сына и не дожила до вступления Господа на предназначенное поприще, не видела кровавого Обезглавления Крестителя... Она раньше приготовила праздничную вечерю. Ее дело было закончено, задание выполнено!
Сможем ли и мы однажды с уверенностью сказать торжественно: "Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил, а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, Праведный Судия в день оный"? 2Тимофею 4:7-8.
Женщина глазами Бога по книге Эрнста Модерзона Жены Нового Завета
Пн, 07 October
Обновлено:12:07:01 AM GMT
Премудрость и знание чистое