Вдова Анна
Старость полна всевозможных трудностей. Глаза не хотят уже точно выполнять свои обязанности, уши слышат тоже уже плохо, память мало-помалу слабеет, и тогда старики легко приходят к ропоту. Они сравнивают свою старость с молодыми годами, когда они прекрасно справлялись со всеми обязанностями, тогда они становятся сварливыми и недовольными. Есть что-то печальное в такой старости.
Но прекрасна и драгоценна старость детей Божиих, на которых исполняются слова псалмопевца: Псалом 91:14-15 "Насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего. Они и в староста плодовиты, сочны и свежи." Эти слова можно поставить эпиграфом и в жизни Анны.
Анна испытала многое
Евангелист Лука в 2:36-37 рассказывает историю ее жизни так: "Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова от колена Асирова, достигшая глубокой старости, проживши с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех".
Род Асира имел издавна добрую славу. Когда богобоязненный царь Езекия послал вестников во все колена Израилевы с приказом собрать всех жителей страны в Иерусалим, чтобы наконец отпраздновать паху, как заповедал Бог, "над ними смеялись и издевались. Однако, некоторые из колена Асирова, Манассиина и Завулонова смирились и пришли в Иерусалим", 2Паралипоменон 30:10-11.
Если здесь делается особенное ударение на посещение Иерусалима коленом Асирова, то мы должны предполагать, что это колено и позднее держалось праведности и страха Божия. И когда говорится "из колена Асирова", то это значит "из старой школы", из тех, которые верили Иегове, когда другие колена отпали и смеялись и издевались над святым служением.
Имя отца Анны также имеет смысл. Фануил обозначает того, кто видит Бога. Безусловно, отец, если он был тем, что обозначает его имя, научил и дочь свою и воспитал ее так, чтобы она поднимала глаза свои к Богу и искала Его своим сердцем. Короткое семейное счастье сменило счастливую юность в доме праведных родителей. Лишь семь лет была она замужем, а потом овдовела. Она, как вытекает из Писания, не имела детей и осталась совершенно одинока и возможно без средств в этом мире. Так она и состарилась.
Пятьдесят или шестьдесят лет она была вдовою и могла сказать свободно, что за это время испытала многое. Об этом говорят многие женщины, потерявшие мужей или детей, или перенесшие какое-либо другое горе: "я уже много испытала!" И на этом основании они претендуют быть блаженными и войти в небо.
Но если тяжкое испытание, выпавшее на твою долю, не привело тебя к благословению, или ты через него не пришла к Господу, тогда оно не достигло своей Цели. Посему не обманывай себя и не делай себя спасенной через испытание трудностей.
Анна живет для Господа
Когда Анна осталась одна, то не сделала так, как делают многие женщины. Она не предалась на всю жизнь мрачным и печальным мыслям о ее незавидном и тяжком жребии, но отдала свою жизнь на служение Господу. Многие вдовы не могут освободиться от мысли о прошлом в течение всей своей жизни.
Когда через смерть мужа Анна стала свободной, то она использовала эту свободу для Господа. Лука далее говорит "Не отходила от храма, постом и молитвою, служа Богу день ночь", Лука 2:37. Анна была верующей Старого Завета. Храм же в те времена был обителью дома Божия и места жилища славы Его, Псалом 25:8. Кто хотел найти Бога, тот должен бы искать Его в храме. Лишь изредка слышатся иные рассуждения: Исаия, евангелист Ветхого Завета: "Ибо так говорит Господь высокий и превознесенный, вечно живущий - Святый ими Его: "Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных И ОЖИВЛЯЯ сердца сокрушенных", Исаия 57:15. Это отзвук Нового Завета в Старом.
Анна всегда жаждала быть в единстве с Богом, потому она "никогда не отходила от храма". Это предложение нельзя просто механически переносить на нашу современность, потому что храм и церковь два разные понятия. Где сердце преклоняется перед Богом и поклоняется Ему, там и есть "дом Божий и врата небесные", Бытие 27:11. И будь то бедная хижина или темная сырая келья, или темница, Деяния 16:23, - это дом Божий, святой храм.
"Анна не отходила от храма". Это нас вновь приводит к мысли: она жила в неразрывном единстве и связи с Богом, она вела жизнь в присутствии Господа. Ее мысли были направлены на вечное служение, и это держало ее бодрой и живой, ибо Слово Божие живой источник, из которого струится обновленная сила для всех, кто из него черпает.
Многие из старых матерей полностью погружаются в домашние заботы. Это так легко и просто, что женщина, окруженная множеством домашних мелких хлопот, наконец теряет из виду большое вечное дело. Хотя это легко объяснимо, но такого не должно быть. Поэтому как совершенно иначе выглядит Анна в этом описании: "Плодовита и сочна!", - как сказал псалмопевец.
Анна была всегда в служении
"…постом и молитвою служа Богу день и ночь", Луки 2:37.
Анна постоянно вела молитвенную жизнь, день и ночь занималась она делами Божьи. Преобладающая мысль ободряла ее - пришествие Господа. Чем печальнее и безутешнее выглядел мир, тем более и более высматривала она день спасения, день пришествия Мессии.
Она, она молилась, размышляла о печальном состоянии ее народа, вспоминала обетования и предсказания пророков, и из ее мыслей незаметно складывались молитвы и возносились ввысь просьбы, хвала и благодарение. Кроме молитвы Анна делала еще кое-что. Она постилась. Она приносила в жертву Господу плотские потребности пить и есть.
Не была ли жизнь Анны жалкой и бедной? Не было ли это утомительным, однообразным и скучным делать одно и то же? Дети мира думают, что жизнь последователей Христовых жалкая утомительная. Но дети Божьи чувствуют вместе с псалмопевцем Давидом: "Господь - Пастырь мой, я ни в чем не буду нуждаться. Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим, укрепляя душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего", Псалом 22:1-3. Дети Божьи считают служение Богу не обузою, но принимают его за честь и счастье. Они не знают ничего милее и прекраснее, чем служить Ему не только временами, но вечно.
Свидетельство Анны
Евангелист Лука об этом так: "Она в то время, подошедши, славила Господа и говорила о Нем всем ожидавшим избавле к і и Иерусалиме", Луки 2:38.
В то время, когда праведный Симеон взял Младенца Христа в руки и произнес чудесное пророчество, подошла и Анна. Симеон в тот день пришел в храм по особенному вдохновению Духа. Анна же всегда была в храме. Возможно, она имела жилище прямо там. Когда Симеон произнес слова: "Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое",- тогда ступила Анна и славословила и благодарила Бога, Который услышал ее мольбу и просьбы и послал в мир обещанного Мессию. Как ликовало ее сердце, что долгая длинная ночь миновала, уступив место дню спасения!
Радость была так велика, что она не могла таить ее в своїм серце. Она должна поделиться этой радостью с другими верующими, которые подобно ей ожидали Спасителя в Иерусалиме. Она всех их знала, так как была в тесной связи с небольшой группой ожидающих. Они были, как одна душа и как одно сердце, потому что все они имели одно желание, наполняющие их - пришествие Господа! И когда Анна узнала, что Мессия родился, то это было так естественно, что она поспешила поделиться долгожданной с другими, чтобы и они могли радоваться и торжествовать вместе с нею.
Доминирует ли эта мысль и в твоей жизни? Ждешь ли ты, как Анна, спасение в новом духовном теле при пришествии Христа?
"Анна в то время, подошедши, славила Господа и говорила о Нем всем ожидавшим избавления в Иерусалиме". Этими словами описание о ней кончается. На этих словах должны остановиться и мы, прежде чем закончить рассмотрение ее образа. В наши дни есть люди, которые хотят запретить женщине молиться и славить Господа в собрании. Но если бы это в действительности было так, то в Слове Божием было бы осуждение и неодобрение в адрес Анны. Однако, она не только славила Господа в храме громким голосом, но и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалим И никто не препятствовал ей в этом. И евангелист Лука, который описывает это, во всяком случае не полагает ей препятствия, и это ясно даже простому читателю. Он никак не считает молитвы и слова Анны неуместными и не женскими.
Анна была, как и старец Симеон, полна Духа Святого. Они были водимы Духом Божиим. Могло ли бы это случиться, что верная раба Господу, водимая и наставляемая Духом Святым, решила бы выступить таким образом против Духа, если бы это было повелением Божиим, чтобы женщины на собрании совершенно молчали? Если бы произошло такое грубое согрешение, то могло ли быть такое, чтобы в Священном Писании не оказалось бы ни одного слова неодобрения? Это немыслимо. Анна находилась под руководством Духа Святого, когда говорила о Господе.
Когда человек в непослушании Богу и действует против Его слова, то Бог благословляет и такого, иначе Его Слово не было бы истинно. Мы не хотим закрыть уста Анны, когда Дух побуждает ее славить в открытой молитве Бога, когда она возвещает о Нем всем, ожидающим спасение в Иерусалиме, чтобы не оказаться в числе тех, кто борется против Вседержителя Бога.
Женщина глазами Бога по книге Эрнста Модерзона Жены Нового Завета