История возникновения нот берет свое начало еще от античной древности. В эпоху раннего средневековья была распространена буквенная запись звуков. Она позволяла обозначить лишь высоту звуков, но их длительность при этом не фиксировалась вовсе. Со временем этот способ записи нот оказался мало пригодным для записи начавшей развиватся в то время многоголосной музыки.
В период с VIII по XI век, начала использоватся так называемая невменная запись( Невмы - от греч. neuma - графические значки, помещавшиеся над словесным текстом), но она была весьма не совершенной, так как не фиксировала точных звуковых соотношений, а лишь указывала (правда, достаточно наглядно) направление развития мелодии.
Древнерусским эквивалентом невменного письма были "крюки" или "знамена". Древнейшие памятники русского крюкового письма относятся к концу XI-начало XII века.
Со временем в целях совершенствования письма - для точной фиксации висоты звуков - к невмам справа стали добавлять буквенные обозначения. Затем (уже в X веке) в целях удобства ориентирования ввели одну горизонтальную линию для тона f, а некоторое время спустя к ней добавили сверху еще одну - для тона c. Все это на много облегчило чтение записи музыки того времени, однако не решило проблему до конца.
Откуда название нот?
Название музыкальных звуков основана на начальных слогах первых шести строчек средневекового ромско-католического гимна в честь св. Иоанна (легендарного покровителя певцов), сочиненного около 700-го года Павлом Диаконом:
Ut queant la xis
Resonare fibris
Mira gestorum
Famuli tuorum
Solve poluti
La bii reatum, Sancte Johannes.
В переводе с латинского: Чтобы слуги твои голосами своими смогли воспеть чудные деяния твои,
очисти грех с наших опороченных уст, о, Святой Иоанн.
Звук си был добавлен позднее.
Современная интерпретация названий нот выглядит так:
Do – Dominus – Господь;
Re – rerum – материя;
Mi – miraculum – чудо;
Fa – familias рlanetarium – семья планет, т.е. солнечная система;
Sol – solis – Солнце;
La – lactea via – Млечный путь;
Si – siderae – небеса.
Кто ввел названия нот и что они раньше обозначали?
Гвидо Аретинский (990-е гг. - 17.5.1050), итальянский музыкант Образование получил в монастыре близ Феррары. Был бенедиктинским монахом, учителем хорового пения, в течение некоторого времени работал в монастыре в Ареццо (Тоскана) . Г. д'А. - один из крупнейших реформаторов в области музыкальной практики средневековья. Ввел в употребление 4-линейный нотный стан с буквенным обозначением высоты звука на каждой линии. Реформа нотного письма, создав предпосылки для точной записи музыкальных произведений, сыграла важную роль в развитии композиторского творчества и легла в основу современной нотации. Г. д'А. изобрел сольмизацию (от названия музыкальных звуков Соль и Ми) - систему названий музыкальных звуков, которую использовал для облегчения преподавания пения.
Это и есть сольфеджио (музыкальное) - средневековая западно-европейская практика пения мелодий со слогами ut, re, mi, fa, sol, la, введенными Гвидо д'Ареццо для обозначения ступеней Гексахорда; в широком смысле - любой метод пения мелодий с произнесением слоговых названий ступеней какого-либо звукоряда (относительная С. ) или названий звуков, отвечающих их абсолютной высоте (абсолютная С.) ; прием обучения пению по нотам. Гвидо д'Ареццо в своей системе С. в качестве названий ступеней применил начальные слоги гимна св. Иоанну, сохраняя в то же время буквенные обозначения абсолютной высоты звуков А, В, С, D, Е, F.
UT queant laxis REsonare fibris
MIra gestorum
FAmuli tuorum,
SOLve polluti LAbii reatum, Sancte Ioannes.
Каждый слог С. обозначал определенную ступень гексахорда (от греч. he'x - шесть и chorde - струна, буквально - шестиструнник) , не зависимо от его абсолютной высоты - как натурального (от звука С) , так и мягкого (от звука F) или твердого (от звука G). Введение в конце 16 в. слога si для обозначения VII ступени звукоряда сделало излишними мутации в пределах одной тональности. В конце 17 в. слог ut был заменен более удобным для пения слогом do.
Впоследствии в странах романских языков, в России сольмизационные слоги стали применяться для обозначения абсолютной высоты звуков (абсолютная С.) . В странах германских языков и в Венгрии эти же слоги с небольшими изменениями используются для обозначения ладовых ступеней (относительная С.) , а музыкальный алфавит - для обозначения абсолютной высоты звуков. В Эстонии и Латвии применяется относительная С. со слогами JO, LE, MI, NA, SO, RA, DI (в Эстонии) и TI (в Латвии) .
Для указания требуемой высоты тона Гвидо использовал левую руку. Кончики и суставы каждого пальца означали определенный звук. Это позволяло ему показывать хору, какие ноты петь.
Впоследствии система дорабатывалась (добавилась пятая линейка, изменился внешний вид нот и ключи и т. д.) , и в современном виде она существует с XVII века. Около 1700 года немецкий ученый и музыкант Андреас Веркмейстер предложил логарифмически равномерную двенадцатитоновую музыкальную шкалу и изготовил фортепиано, настроенное в соответствии с ней.
Во времена зарождения с помощью нот могли быть записаны только высоты звуков, но не ритм; в периоды ранней мензуральной (XIII век) , "черной" мензуральной (XIV век) и "белой" мензуральной (XV, XVI века) нотаций развивалась в основном эта со слогами JO, LE, MI, NA, слогами JO, LE, MI, NA, SO, RA, DI (в Эстонии) и TI (в Латвии).
Пн, 04 November
Обновлено:12:07:01 AM GMT
Премудрость и знание чистое