Восприятие музыки
Даже академическим музыкантам следует продумывать свое поведение на сцене. Или нет? Как показали эксперименты Чиацзюн Цай из Университетского колледжа Лондона, даже в случае классического академического исполнения львиная доля впечатлений от музыки приходится на зрение - как ни парадоксально это звучит.
Во время эксперимента добровольцам показывали записи выступлений финалистов десяти престижных международных конкурсов. От человека требовалось угадать, кто из музыкантов в каждой тройке в итоге выиграл. Записи демонстрировались либо с видео- и аудиодорожками, либо это было только видео, без звука, либо давали послушать лишь аудиотрек.
Среди испытуемых были как опытные знатоки музыки, так и, если можно так выразиться, слушатели-непрофессионалы. Если участники оценивали выступление только по звуку или же целиком, то есть по звуку и видео, то доля правильных ответов не превышала 33%, то есть, как пишет г-жа Цай в журнале PNAS, это примерно равно случайному выбору. Выступления, оценивали по тройкам финалистов. Если же показывали только видео, то вероятность правильного ответа повышалась до 46–53%. Причем и опытные, и неопытные слушатели показывали одинаковые результаты.
То есть получается, что при оценке игры музыканта жюри прежде всего смотрело на исполнителя, а уже потом слушало его. Это, в общем-то, понятно, если мы вспомним, что большая часть информации поступает к нам по зрительным каналам, - но музыкантам есть о чем задуматься. Демонстрация эмоций на языке тела, как видим, весьма и весьма влияет на нашу оценку концерта.
Правда, тут можно сделать две оговорки.
Во-первых, любой концерт - это в первую очередь некое зрелище, так что тут работают несколько иные критерии оценки, чем в случае просто слушания.
Во-вторых, в этом исследовании ничего не сказано о том, может ли зрительное впечатление превращать отрицательный слуховой опыт в положительный. То есть, грубо говоря, может ли соответствующее поведение за роялем сделать бездарное исполнение гениальным? Такой опыт, если он будет поставлен, поможет определить, насколько сильно наши глаза влияют на наши музыкальные впечатления.
compulenta.computerra.ru