Мать Самсона
Итак, явление ангела, столь потрясшее их, улеглось, и эта богобоязненная семья вступила в новую сферу их семейной жизни. Слова ангела стали для них маяком. Они жили ожиданием того таинственного момента, когда получат тот драгоценный, обещанный Богом дар - сына. Что же чувствовала женщина? Она видела изменения во всем своем организме. Она понимала, что в ней зарождается новая жизнь, и Господь готовит ее к этому. Каждый день приносил ей новые необъяснимые ощущения. Как всякая женщина, ожидавшая своего первенца, она думала о нем, о его имени, о его будущем, о его великом служении назорея Божьего и его ответственности перед народом. Каждое его шевеление под сердцем вызывало желание горячо молиться о нем, о том, которого она еще не знала, не видела, но уже чувствовала. С каждым днем любовь ее росла, ребенок становился бесконечно дорогим для нее.
Благоговейное чувство переполняло ее. Она ждала, считая дни и месяцы, ждала тот миг, когда увидит его и нежно прижмет к своей груди. И неосознанное счастье, особое тепло наполняло ее существо.
Она свято соблюдала все, что приказал ей ангел, оберегая его от всего нечистого.
И вот тот миг настал! "И родила жена сына, и нарекла имя ему: Самсон", Судей 13:24.
Настал день - и вот у нее на руках маленький человек - Божье создание. Это частица ее самой, кость от кости ее, плоть от плоти ее. Она стала матерью. Любуясь своей драгоценностью, она чувствовала, что само небо в его лице сошло к ней. Не потому ли она назвала его "Шимшон", что в переводе с еврейского означает "солнышко", Библейский словарь Нюстрема.
Их семейный очаг наполнился новым светом. Как яркие лучи солнца освещают и обогревают, так это маленькое "солнышко" согрело их сердца любовью и озарило весь их дом радостью! В этом личике, в его плаче и улыбке они видели самого Бога.
Материнство рассматривается в Библии как высшее счастье. Это необыкновенное переживание - стать матерью. Мать - участница Божьего процесса творения. Кто-то сказал: "Если женщина инженер, врач, адвокат..., то она этим не поднялась до вершины успеха своей жизни и не достигла своего высшего назначения, пока не пришла к материнству. Но вот она становится матерью и входит в эту отрасль знания, которая выше всех профессий и знаний на земле, без особой подготовки. Сам Господь вложил всем матерям, и в мире животных, и в мире людей, инстинкт материнства".
"И рос младенец и благословлял его Господь", Судей 13:24. Его смех, его первые шаги, его первое слово "мама" - это их первые радости.
Рос он крепким, здоровым мальчиком, потому что Бог благословлял его. Всю свою любовь и все свои знания она старалась вложить в него. Мать - первый наставник своего ребенка, она направляет его характер к добру или ко злу, а поэтому с глубоким благоговением, как каждая еврейская мать, она рассказывала ему истории о великом живом Боге Авраама, Исаака, Иакова, о Моисее, о законе Божьем, об Иисусе Навине и, конечно, об их верности и любви к Богу Израиля, о явлении ангела и его, Самсона, рождении. В глубине своего сердца она свято хранила откровение Божье: "...от самого чрева младенец сей будет назорей Божий, и он начнет спасать Израиля от руки филистимлян", Судей 13:5.
Ее сын, ее "солнышко", вырастет и начнет спасать Израиль. И сердце материнское трепетало! Тревога за его будущее вкрадывалась в ее душу. Как и каким образом он будет спасать свой народ от руки филистимлян, которые 40 лет притесняли израильтян!
А "солнышко" тем временем превратился в зрелого, сильного юношу. Наблюдая за его мужеством и силой, она понимала, что Тот, Который дал ей его, - готовит его к великим подвигам. "И начал Дух Господень действовать в нем...", Судей 13:25. Радость и материнская гордость наполняла ее. И она верила и ждала - ждала тех мгновений, когда он, наученный, наставленный в законе Божьем, исполненный Духа Господня, станет действовать, освобождать народ от ига язычников.
И вдруг! Как гром среди дня: "...Я видел в Фимнафе женщину из дочерей филистимских; возьмите ее мне в жену", Судей 14:2.
Что же сказали на это родители? Отец и мать сразу возразили ему: "...разве нет жен между дочерями братьев твоих, во всем народе моем, что ты идешь взять жену у филистимлян необрезанных? И сказал Самсон отцу своему: ее возьми мне, потому что она мне понравилась", Судей 14:3.
Это и есть острое оружие, вонзенное прямо в родительское сердце! Вопреки всем ожиданиям, вопреки желанию родителей, которые свято чтили живого Бога и Его закон, он пожелал жениться на язычнице, филистимлянке. Вместо ожиданий побед над филистимлянами - такое заявление! Каждый юноша, воспитанный в законе Моисеевом, знал заповедь: "И не бери из дочерей их жен сынам своим, дабы дочери их, блудодействуя вслед богов своих, не ввели и сынов твоих в блужение вслед богов своих", Исход 34:16. О, сколько сегодня молодых людей, из благочестивых потомственных христианских семей, наставленных с детства в Слове Божьем, не могут удержаться от соблазна очей. Вдруг заявляют своим родителям: "Я женюсь на неверующей, она мне понравилась!". Сколько слез пролито матерями по этому поводу! Они знают по житейскому опыту: как правило, верующие дети - сын или дочь - уходят потом в мир, отпадают от церкви, охладевают к Слову и теряют страх Господень. Иногда, уже после разрушения семьи, они возвращаются с покаянием, но уже с разбитыми судьбами... Как может такое случиться, где родители, живые, ревностные христиане, показывали добрый пример детям? Мы этого не знаем.
"И пошел Самсон с отцом своим и с матерью своею в Фимнафу...", Судей 14:5. Каким тяжелым был путь в Фимнафу для родителей Самсона! Тревожные мысли опережали одна другую: будет ли счастлив ее сын, назорей Божий, преступая заповедь Господню; может ли благословить Бог этот союз без их согласия; сколько прекрасных женщин между дочерями народа Бокия, и многое другое. Сердечная материнская рана кровоточила, и горечь наполняла сердце. Обремененные тяжелыми думами, они и не увидели, как их сын, исполненный Духа Господня, растерзал молодого рыкающего льва как козленка. Да и сам он ни слова не сказал им об этом. Сильные мужчины не любят похваляться. Наши дети не всегда делятся своими успехами.
Итак, помолвка состоялась, и сделал там Самсон пир, как обыкновенно делают женихи. "И как там увидели его, выбрали тридцать брачных друзей, которые были бы при нем", Судей 14:10-11.
Во время свадебного торжества в Фимнафе среди филистимлян он загадывал загадки по их обычаям, и закончилось это торжество слезами, гневом и возвращением в отцовский дом: "И сказал им Самсон: загадаю я вам загадку; если вы отгадаете мне ее в семь дней пира и отгадаете верно, то я дам вам тридцать синдонов и тридцать перемен одежд; если же не сможете отгадать мне, то вы дайте мне тридцать синдонов и тридцать перемен одежд. Они сказали ему: загадай загадку твою, послушаем. И сказал им: из ядущего вышло ядомое, и из сильного вышло сладкое. И не могли отгадать загадку в три дня. В седьмой день сказали они жене Самсоновой: уговори мужа твоего, чтоб он разгадал нам загадку; иначе сожжем огнем тебя и дом отца твоего; разве вы призвали нас, чтоб обобрать нас? И плакала жена Самсонова пред ним и говорила: ты ненавидишь меня и не любишь; ты загадал загадку сынам народа моего, а мне не разгадаешь ее. Он сказал ей: отцу моему и матери моей не разгадал ее; и тебе ли разгадаю? И плакала она пред ним семь дней, в которые продолжался у них пир. Наконец в седьмой день разгадал ей, ибо она усиленно просила его. А она разгадала загадку сынам народа своего. И в седьмой день до захождения солнечного сказали ему граждане: что слаще меда, и что сильнее льва! Он сказал им: если бы вы не орали на моей телице, то не отгадали бы моей загадки. И сошел на него Дух Господень, и пошел он в Аскалон, и, убив там тридцать человек, снял с них одежды, и отдал перемены [платья] их разгадавшим загадку. И воспылал гнев его, и ушел он в дом отца своего. ", Судей 14:12-19.
Была ли жива еще его мать, когда он вернулся в отцовский дом? Мы понимаем, что да. Она переживала жгучую боль одна, уповая только на Бога. Это были мучительные душевные раны. Нет на земле такого горя, которое сравнилось бы с тем горем, которое дети могут доставить своим родителям. Можно ли описать скорбь и печаль этой благочестивой матери, сердце которой было разбито! Казалось, вся ее благочестивая жизнь, все ее труды и молитвы - напрасны.
Что же та, которая ему понравилась? А жена Самсона вышла за брачного друга его, который был при нем другом: "И сказал им Самсон: загадаю я вам загадку; если вы отгадаете мне ее в семь дней пира и отгадаете верно, то я дам вам тридцать синдонов и тридцать перемен одежд; если же не сможете отгадать мне, то вы дайте мне тридцать синдонов и тридцать перемен одежд. Они сказали ему: загадай загадку твою, послушаем. И сказал им: из ядущего вышло ядомое, и из сильного вышло сладкое. И не могли отгадать загадку в три дня. В седьмой день сказали они жене Самсоновой: уговори мужа твоего, чтоб он разгадал нам загадку; иначе сожжем огнем тебя и дом отца твоего; разве вы призвали нас, чтоб обобрать нас? И плакала жена Самсонова пред ним и говорила: ты ненавидишь меня и не любишь; ты загадал загадку сынам народа моего, а мне не разгадаешь ее. Он сказал ей: отцу моему и матери моей не разгадал ее; и тебе ли разгадаю? И плакала она пред ним семь дней, в которые продолжался у них пир. Наконец в седьмой день разгадал ей, ибо она усиленно просила его. А она разгадала загадку сынам народа своего. И в седьмой день до захождения солнечного сказали ему граждане: что слаще меда, и что сильнее льва! Он сказал им: если бы вы не орали на моей телице, то не отгадали бы моей загадки. И сошел на него Дух Господень, и пошел он в Аскалон, и, убив там тридцать человек, снял с них одежды, и отдал перемены [платья] их разгадавшим загадку. И воспылал гнев его, и ушел он в дом отца своего", Судей 14:20.
Предательство, измена, месть... Господь дал Самсону возможность отомстить филистимлянам и показать силу, которой наделил его Сам Бог!
Сделал ли из этого Самсон вывод? Стал ли он просить жену у Бога? Нет! Он обладал необыкновенной физической силой, но его слабостью была любовь к женщинам. Это и привело его к падению.
Он - назорей Божий, за ним охотился сам сатана, который во что бы то ни стало хотел погубить его. Враг знал его слабости и искушал его этим. Самсон полюбил коварную Далиду. "И как она словами своими тяготила его всякий день и мучила его, то душе его тяжело стало до смерти...", Судей 16:16. Он открыл ей тайну своего посвящения Господу, а потому вместе с утратой волос, знака своего назорейства, Самсон потерял и свою силу: Господь отступил от него! "Филистимляне
взяли его и выкололи глаза, привели его в Газу и оковали его двумя медными цепями, и он молол в доме узников", Судей 16:20-21.
Слепой, скованный цепями, находясь в темнице, Самсон сокрушался сердцем: только теперь он осознал, что не во всем и не всегда был верен Богу и потому потерпел поражение. В этой же главе, в стихе 28, записана его смиренная молитва покаяния: "Господи, Боже! Вспомни меня и укрепи меня только теперь, о, Боже!". Между тем волосы на голове его начали расти, а вместе с ними возвращалась былая сила.
Когда филистимляне собрались, чтобы принести жертву своему богу Дагону в благодарность за то, что он предал в их руки Самсона, тот обрушил на филистимлян их храм, сдвинув два столба, на которых держалась крыша. "И было умерших, которых умертвил Самсон, при смерти своей, более, нежели умертвил он в жизни своей", Судей 16:30.
Бог по Своей милости принял его сокрушение и вернул ему силу.
Вспоминаю, один молодой человек, вернувшись в церковь, как блудный сын, совершая молитву покаяния, сказал: "Господи, ради моих благочестивых родителей, прости и помилуй меня."
О, сколько наших дорогих и любимых сыновей, наши "солнышки ненаглядные", не устояли в борьбе со грехом. Враг душ человеческих через коварных и жестоких Далид хитростью и лестью предал их позору. Но молитвы благочестивых родителей не остаются без плода. Так и молитвы родителей Самсона были услышаны. Он был спасен, и более того, в 11-й главе Послания к Евреям он упоминается как герой веры по силе, данной ему Богом.
Ни одна богобоязненная мать не должна отчаиваться, потому что ее молитвы не могут остаться не услышанными и влияние утерянным! Верная свидетельница о Господе, о Христе и вечности, мать-христианка положила основание, которое не может поколебаться. И пусть она уже в вечности, но ее труд не пропадет, смерть может отнять мать у детей, но влияние ее будет продолжаться!
Так будем же мы, матери 21 века, получив сыновей и дочерей от Господа, с полною верой взирать на Даятеля жизни и верить, что Он сохранит наших детей по милости Своей. Аминь.
Ольга Мокан