Сб, 27 April

Обновлено:12:07:01 AM GMT

Премудрость и знание чистое
  •  
Вы здесь: Культура Разное Восприятие музыки
Казалось бы, кому какое дело, как музыкант ведет себя на сцене? Даже если мы говорим не об академических концертных залах, а о рок-исполнителях: фронтмен может бесноваться как угодно, но то, что он поет и играет, мы воспринимаем совершенно отдельно от того, что видим.

Даже академическим музыкантам следует продумывать свое поведение на сцене. Или нет? Как показали эксперименты Чиацзюн Цай из Университетского колледжа Лондона, даже в случае классического академического исполнения львиная доля впечатлений от музыки приходится на зрение - как ни парадоксально это звучит.

Во время эксперимента добровольцам показывали записи выступлений финалистов десяти престижных международных конкурсов. От человека требовалось угадать, кто из музыкантов в каждой тройке в итоге выиграл. Записи демонстрировались либо с видео- и аудиодорожками, либо это было только видео, без звука, либо давали послушать лишь аудиотрек.

Среди испытуемых были как опытные знатоки музыки, так и, если можно так выразиться, слушатели-непрофессионалы. Если участники оценивали выступление только по звуку или же целиком, то есть по звуку и видео, то доля правильных ответов не превышала 33%, то есть, как пишет г-жа Цай в журнале PNAS, это примерно равно случайному выбору. Выступления, оценивали по тройкам финалистов. Если же показывали только видео, то вероятность правильного ответа повышалась до 46–53%. Причем и опытные, и неопытные слушатели показывали одинаковые результаты.

То есть получается, что при оценке игры музыканта жюри прежде всего смотрело на исполнителя, а уже потом слушало его. Это, в общем-то, понятно, если мы вспомним, что большая часть информации поступает к нам по зрительным каналам, - но музыкантам есть о чем задуматься. Демонстрация эмоций на языке тела, как видим, весьма и весьма влияет на нашу оценку концерта.

Правда, тут можно сделать две оговорки.

Во-первых, любой концерт - это в первую очередь некое зрелище, так что тут работают несколько иные критерии оценки, чем в случае просто слушания.

Во-вторых, в этом исследовании ничего не сказано о том, может ли зрительное впечатление превращать отрицательный слуховой опыт в положительный. То есть, грубо говоря, может ли соответствующее поведение за роялем сделать бездарное исполнение гениальным? Такой опыт, если он будет поставлен, поможет определить, насколько сильно наши глаза влияют на наши музыкальные впечатления.

compulenta.computerra.ru
Просмотров: 2485