Сб, 27 April

Обновлено:12:07:01 AM GMT

Премудрость и знание чистое
  •  
Вы здесь: Познание Библия Факты в Библии

Содержание материала

О динозаврах упоминается в Библии. Естественно, само слово динозавр в священной книге не упоминается, так как это понятие появилось только в 19 веке, однако в ней встречаются описание живых существ очень похожих на тех, чьи останки находят археологи.
При этом мифические животные не похожи ни на кого, кроме динозавров! Так, в книге Иова упоминается: "Вот бегемот, которого Я создал, как и тебя; он ест траву, как вол; вот, его сила в чреслах его и крепость его в мускулах чрева его; поворачивает хвостом своим, как кедром; жилы же на бедрах его переплетены; ноги у него, как медные трубы; кости у него, как железные прутья".
Упоминая таких существ, Библия использует слова "танин" и "бегемот".
Слово "танин" объединяет в себя гигантских драконоподобных морских существ, вроде осьминогов, кальмаров, а также практически вымерших морских рептилий. "Бегемот" же означает царственное гигантское животное.

На сегодняшний день все сведения, содержащиеся в книге Ионы, подтверждены исторической наукой.
Ниневия находилась на восточном берегу реки Тигр, примерно в 900 км от Самарии, столицы Северного царства. Это был большой город, защищённый, подобно Вавилону, двумя крепостными стенами. Полагают, что до появления Ионы Ниневия дважды (в конце первой трети VIII века) пострадала от голода.

В библейские времена свободу узников сковывали различными средствами: на них надевали кандалы и наручники, их сажали в колодки и содержали в тюрьме.
После жестокого избиения бросили их в тюрьму, приказав тюремщику надежно стеречь их. Он, получив такое приказание, запер их во внутреннюю тюрьму, забив им ноги в колодки.
Около полуночи Павел и Сила пели Богу псалмы, тем вознося Ему свои молитвы и хвалу. Другие заключенные слушали их.
Деяния Апостолов, Глава 16.

Павел, помимо светского образования, владел еще и ремеслом. Он шил палатки, скорей всего этому делу его научил отец. Это умение ему пригодилось, когда он совершал миссионерские путешествия. Он никогда не обременял материально своих единоверцев во время путешествий, а сам обеспечивал себя, делая палатки.
Он никогда не сожалел о своем выборе, и приобретение истины считал самым лучшим, что было у него в жизни. Он пользовался своими знаниями для того, чтобы распространять христианство и для него это было честью.

Что такое "вержение камня"?
Вряд ли всем до конца понятны библейские строки, посвященные молитве Христа в Гефсиманском саду: "И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился...", Луки 22:41.
Эта мера расстояния, упоминаемая в Библии, давно вышла из употребления. Во времена земной жизни Иисуса Христа под «вержением камня» понимали расстояние, которое пролетает брошенный камень. Столь же примерна и мера «выстрел из лука», которую Библия упоминает применительно к заблудившейся в пустыне Агарь: "...Не стало воды в мехе, и она оставила отрока под одним кустом. И пошла, села вдали, в расстоянии на один выстрел из лука. Ибо она сказала: не хочу видеть смерти отрока", Бытие 21:15-16.

В кино Апостолы представлены мужчинами 30-40 лет. Но, вероятнее всего, они были очень молодыми - 19 -28 лет. В 17 главе Евангелия от Матфея рассказывается, что Апостолы отправились в Капернаум. Их попросили заплатить налоги. Но смогли это сделать только Иисус и Петр. Остальные не платили налог по причине своего несовершеннолетия.
Есть ряд статей разных авторов по этому вопросу. Библия не дает никаких прямых доказательств возраста апостолов. Ученые предположили, что они все были менее 30 лет, просто потому, что они взяли на себя роль студентов "раввина" Иисуса, и это было традиционным.
По этой причине есть предположение, что апостолы были лет 20 от роду или даже меньше. Другие полагают, что Матфей был немного старше, чем другие, т.к. занимал важное место сборщика налогов.
В конце концов, мы просто не можем знать наверняка. Мы знаем, что Иоанн дожил до 96 или до 97 года нашей эры. Что составляет около 66 лет после смерти Иисуса. Можно почти наверняка сделать вывод, что Иоанну было не более 30 лет, когда он стал учеником.

Для пожертвований было место с тринадцатью конусообразными копилками, куда прихожане клали свои приношения. Ящики для пожертвований были установлены в так называемом «дворе женщин», т.е. в той часте храма, где женщинам было разрещено поклоняться Богу. Однако доступ к самой сокровищнице был открыт для всех прихожан - как для женщин, так и для мужчин. В Евангелии от Марка 12:41 сказано: "И сел Иисус против сокровищницы, и смотрел, как народ кладёт деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много".

Александр Македонский исполнил слова Библии: "Вот Я на тебя, Тир, и подниму на тебя многие народы, как море поднимает волны свои. И разобьют стены Тира, и разрушат башни его; и вымету из него прах его, и сделаю его голою скалою. Местом для расстилания сетей будет он среди моря…", Иезекииль 26:3-5.
Александр Македонский разрушил Тир, в точности исполнив слова Библии: приказал своим солдатам бросить землю, камни и дерево из старого города в воду для того, чтобы проложить путь к новому Тиру. Место, где стоял Тир, теперь залито водой и служит для расстилания сетей.

Эвроклидон, Деяния 27:14
Юго-восточный ветер и волна, вал - бурный ветер). Этот ветер застиг корабль, на котором плыл св. ап. Павел из г.Мир Ликийских. Он относился к разряду так называемых Левантских бурных ветров, и свирепствовал с одинаковою силою во всех направлениях между с.-в. и ю.-в. Крепкий ветер, о котором говорится в Книге пророка Ионы 1:4, очевидно, принадлежал к разряду Левантских бурных ветров.
Новейшие морские путешественники и в настоящее время нередко подвергаются гибельным действиям этого ветра в Средиземном море.
Так например Д. Томсон, в недавнее время, следуя на корабле почти тем же самым морским путем, как и св. ап. Павел, и плывя близь о. Крита был застигнут столь сильным евроклидоном с морскою бурею, что едва был в состоянии только через четыре дня достигнуть о. Мальты.
Александрийский корабль, на котором плыл св. ап. Павел, принимая во внимание громадную разность между устройством корабля и ходом его древнейшего и новейшего времени и затруднения от ветра, естественно мог проплыть до о. Мальты не иначе как в 14 дней.

В Библии говорится о караване купцов, которые везли из Галаада в Египет "ладан, бальзам и смолистую кору", Бытие 37:25. Этим купцам сыновья Иакова продали в рабство своего брата Иосифа.
В библейские времена некоторые благовонные растения росли в Иорданской долине. Другие же приходилось привозить издалека. В Библии упоминается много разных благовоний. Самые известные - шафран, алоэ, бальзам, корица, ладан и мирра. В ней также упоминаются такие распространенные специи, как тмин, мята и укроп.
Откуда поступала вся эта экзотика? Алоэ, кассия и корица встречались на территории современного Китая, Индии и Шри-Ланки. Такие благовония, как мирра и ладан, получали из деревьев и кустарников, которые произрастали в пустынной местности - от южной части Аравийского полуострова до Сомали (Африка). Нард же был исключительно индийским продуктом, который привозили из Гималаев.
Чтобы доставить благовония и специи в Израиль, их нужно было переправить через Аравию. Это была одна из причин, почему во время II и I тысячелетий до н. э. Аравия, как говорится в "Книге специй", стала "главным монополистом в перевозке товаров между Востоком и Западом".

В Библии рассказывается, как израильтяне после трехдневного скитания по пустыне Син пришли в Мерру, где их ждало тяжелое разочарование: оказалось, что родниковая вода горька и непригодна для питья. Тогда Моисей бросил в воду какую-то веточку, и-о чудо! - вода сделалась сладкой. В связи с этим эпизодом отметим, что в окрестностях Мерры до сих пор существует горький источник.
Англичане произвели химический анализ его воды и обнаружили, что в ней содержится некоторый процент сернокислого кальция. Когда к этой воде добавляется щавелевая кислота, сернокислый кальций оседает на дно и вода теряет свою горечь. Бедуины подслащают горький источник с помощью веток кустарника, именуемого эльвах, соки которого содержат изрядную примесь щавелевой кислоты.

Иоппия. Древний иудейский город-порт, игравший важную роль в экономике древнеиудейского государства. Пережив многочисленные нашествия и бедствия, город дожил до сегодняшнего времени и ныне называется Яффа. В Библии упомянут в книге ИисусаНавина 19:46; Ионы 1:3; 2, Паралипоменон 2:16; Ездры 3:7; Руфь 4:2; Евангелии от Иоанна 1:3; Деяния 10:9-20. В переводе - "прекрасный".

Выражение, что деньги являются корнем всех зол имеет библейское происхождение. Это искаженный вариант отрывка из письма Павла к Тимофею. Вот, как звучит в оригинале:
"Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям", 1Тимофею 6:8-10.

Во время сделки драгоценный металл взвешивался на точных весах. К примеру, когда Авраам покупал участок земли для погребения своей любимой жены, Сарры, он отвесил оговоренное количество серебра, Бытие 23:14-16.

Значение хлеба в жизни человека невозможно переоценить. С древнейших времен хлеб, хлебные злаки считались основой питания и не случайно - ибо в пшеничных, ячменных, ржаных зернах содержатся все необходимые для жизнедеятельности человека компоненты. Поэтому воспевает Царь и Пророк Давид в Псалтыри: ”Прозябаяй траву скотом и злак на службу человеком, извести хлеб от земли; ... и хлеб сердце человека укрепит”, Псалом 103:14-15.

Из древних источников, включая Библию, видно, что даже в те времена существовала инфляция.
Взять, к примеру, стоимость рабов, которые тогда были обычным товаром. Иосиф был продан за 20 серебряников - возможно, такой была средняя цена раба, Бытие 37:28. Спустя примерно триста лет раб стоил уже 30 сикле, Исход 21:32. Как видно, постоянный рост цен - это бич не только нашего времени.

Для доставки писем государственной важности в Персидской империи имелась почтовая служба. Из книги Эсфирь можно узнать, как она функционировала: "[Мардохей] написал письма с указом от имени царя Ахашвероша, скрепил их царским перстнем и послал с гонцами на почтовых конях - быстрых конях, которых использовали на царской службе", Эсфирь 8:10. В Римской империи для доставки официальных распоряжений и военной почты действовала подобная служба.
Но эта служба не была предназначена для доставки личных писем, таких как письма апостола Павла. Богатый человек мог отправить с письмом раба. Однако большинство людей были вынуждены передавать письма через своих знакомых или совершенно чужих людей, которые шли в нужном направлении.

Медь также широко использовалась в повседневной жизни. Например, в Библии говорится о медных дверях, музыкальных инструментах, кандалах и оружии. Иисус упоминал о медных деньгах, а апостол Павел писал об "Александре, меднике", 2Тимофею 4:14.
Археологам и историкам предстоит еще многое узнать о происхождении несметных богатств меди. Но уже сейчас ясно,- и Библия это подтверждает,- что земля, которую получили во владение израильтяне, была "хорошей землей... где в горах... [можно было] добывать медь", Второзаконие 8:7-9.

С восходом и закатом была тесно связана повседневная жизнь людей. Для большинства на рассвете начиналась бурная деятельность, которая стихала с наступлением сумерек.
Несомненно, многие люди вставали еще до рассвета, подобно трудолюбивой женщине из Притч 31:15.
На рассвете большие городские ворота открывались, мужчины шли на поля и на виноградники, женщины спешили к колодцам набрать воды, рыночные площади заполнялись людьми, а рыбаки причаливали к берегу, чтобы продать ночной улов, после чего чистили и чинили сети.

В Библии есть много красивых молитв. Однако самую первую молитву в Писании произносит раб Авраама, посланный в за невестой для Исаака.

Виночерпий - главное лицо, ответственное во дворцах царей древности за доставку, хранение и подачу к столу вина.
При нередких на Востоке случаях отравления ядами эта должность считалась особо ответственной, царь должен был доверять виночерпию. В свою очередь, это давало возможность влиять на царя. В Библии упомянуты виночерпипри дворах фараона, Бытие 40:2, Соломона - 3Царств 10:5 и при персидском дворе в Неемия 1:11.

Во время суда над Иисусом первосвященник Каиафа "разорвал на себе верхнюю одежду", когда услышал то, что ошибочно принял за богохульство, Матфея 26:59-66. Согласно раввинскому преданию, тот, кто услышал хулу на имя Бога, должен был разорвать на себе одежду.
Однако во времена после разрушения Иерусалимского храма среди раввинов появилось мнение, что "тому, кто слышит хулу на Имя Всевышнего, уже не нужно рвать на себе одежду, иначе вся она превратится в лохмотья".

Апостол Петр - единственный из апостолов отважился пойти за Христом по воде.

Подобно египетским фараонам, Бытие 37.36, ассирийским и вавилонским царям, 4Книга Царств 25.8, израильские правители, начиная с Саула, 1книга Царств 22.17, имели личную охрану. К службе часто привлекались чужеземцы.

Самос, остров в Эгейском море, расположен у побережья Малой Азии, недалеко от Эфеса. Павел побывал на нем во время своего третьего миссионерского путешествия, Деяния 20:15.

На пользующегося доверием раба или управляющего
возлагалась забота о домашнем хозяйстве, Луки 12:45.

Жезл представляет собой дубинку, как правило, длиной до 1 м, с утолщением на конце.
Посох несколько длиннее и имеет изогнутую или Т-образную рукоятку.
Упоминание в Псалом 22.4 позволяет предположить, что первый применялся как дубинка для защиты, а второй - как палка для опоры [евр. мишэнэт]. Посох используется также и для того, чтобы вести или направлять овец.
Жезл [евр. шевет] и в другом месте упоминается как оружие, 2Книга Царств 23.21; в Синод. пер. - "палка" - Скипетр.

Правители Персидской Державы
Кир II "Великий" 558 – 530 гг. до Р. Х.
Завоеватель Вавилона. Кир II вернул переселенные народы на их родину. По его указу евреи возвратились в Иудею. 2Паралипоменон 36:22 – 23,1 Ездра 1 – 6; Исаия 44:28; 45:1; Даниил 10:1
Камбиз II 529 –522 гг.
Дарий I 522 –486 гг.
Дарий I подтвердил указ Кира II и приказал завершить восстановление Иерусалимского Храма за счет персидской казны. 1Ездра 5:3 – 6:15; Неемия 12:22; Аггея1:1; Захария 1:1.
Ксеркс I 486 – 465 гг. Ксеркс I,
вероятно, Ахашверош, СП Артаксеркс,  книги Есфири, Ездры 4:6, потерпел неудачу в своей попытке завоевать Грецию. Есфирь
Артаксеркс I 465 – 425 гг. Неемия был виночерпием Артаксеркса I; тот удовлетворил его просьбу и сдела правителем Иудеи. Во времмя его правления были восстановлены стены Иерусалима, Ездры 7:1, 21-26; Неемия  2:1-8

Только в XIX веке ученые открыли гидрологический цикл, описанный Богом в Библии 3000 лет назад: Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь, Екклесиаст 1:7.

Окна в библейские времена были похожи сети рыбаков. Т
акой вид окна часто использовался в теплых восточных странах. В таких окнах использовался металлический или деревянный шарнир, который позволял открывать и закрывать окно.
Вот, однажды смотрел я в окно дома моего, сквозь решетку мою, Притчи 7:6.
В окно выглядывает и вопит мать Сисарина сквозь решетку: что долго не идет конница его, что медлят колеса колесниц его? Судей 5:28.

Краеуго́льный камень - первый камень, который кладут в основание строения,
принимает на себя основную тяжесть и определяет расположение здания; в настоящее время понятие, обозначающее основу, начало, суть чего-либо; широкое распространение получило благодаря Библии, от его надежности зависит прочность всей постройки.
Иисус в Библии неоднократно именуется камнем, на котором построена Церковь.

Римские титулы и чины в новозаветные времена
Цезарь - фамильное имя Юлия Цезаря,принятое Августом и с той поры ставшее титулом императора, Луки 2:1; 3:1.
Проконсул -управляющий провинцией, находившейся в подчинении римскому сенату. Деяния 13:7; 18:12

Отцом Ноя был Ламех, Бытие 5:28 - Отцом Ламеха был Мафусал - Мафусал был дедушкой Ноя.
Что интересно, этот человек прожил самую длинную жизнь – 969 лет. Отцом Мафусала был Енох. Тот особый человек, который ходил с Богом и не увидел смерти, потому что Бог взял его.

Жизнь в городах и деревнях Па­лестины с древнейших времен за­висела от воды колодцев и источ­ников. Право пользования источ­ником было ценной привилегией. Если доступ к колодцам в какой-либо области перекрывался, жите­лям оставалось только умереть от жажды. С ростом городов пробле­ма водоснабжения становилась все более острой. Иерусалим, рас­положенный на высоких извест­няковых холмах, нуждался в целой системе водопроводных сооруже­ний. Царь Езекия "сделал пруд и водопровод и провел воду в го­род", чтобы обеспечить столицу в случае осады, 4Царств 20:20.

Семьи, которые выращивали виноград, имели сторожевую башню посреди виноградника, Исаия 5:2. По ночам люди охраняли виноград от воров.

Такая необходимость возникла потому, что в библейские времена люди не пользовались столовыми приборами. Елисей лил воду на руки Илии, 4Царств 3:11. Это было важной обязанностью слуги.

Первое упоминание об осле, встречающееся в Библии, Бытие 12:16, касается повествования о том, как египетский фараон подарил Аврааму несколько ослов.
У египтян, как впрочем, и в израильском народе, ослы использовались исключительно для перевозки грузов. Только позже на них стали ездить, пахать, а также использовать для вращения мельничных жерновов.

Свитки-амулеты с благословениями
Два небольших серебряных свитка (2,7 x 9,7 см и 1,1 x 3,9 см), использовавшиеся как амулеты, были найдены в 1979 г. Г. Баркаем в одной из гробниц в Иерусалиме.

Одна из пластин содержит текст, близкий к тексту Ааронова (священнического) благословения: Да благословит тебя Господь и сохранит тебя!
Да призрит на тебя Господь светлым лицом Своим и помилует тебя! Да обратит Господь лицо Свое на тебя и даст тебе мир! - Числа 6:24–26. Другая - текст, практически совпадающий с текстом Второзакония: Итак, знай, что Господь, Бог твой, есть Бог, Бог верный, Который хранит завет [Свой] и милость к любящим Его и сохраняющим заповеди Его до тысячи родов, Второзаконие 7: 9.
Датируются 600 г. до Р. Х. и свидетельствуют о широком использования текстов Пяти­книжия в VII в. до Р. Х.

В Синодальном переводе нумерация соответствует Септуагинте, а в английских - масоретскому тексту.
Поэтому Двадцать второй псало́м - 22 псалом из книги Псалтирь, в масоретской нумерации - 23.

Цемед - парная упряжка - участок земли, который можно вспахать за день на парной упряжке волов. Аналогичная римская мера площади - югер - составляла 1/4 гектара. Цемед упомянут в 1Царств 14:14 и в Исаия 5:10, Исаия 5:10 в Синодальном переводе сказано просто "участок".

Путь Павла в Рим
После ареста и прибывания в темнице в Кесарии Павел заявил, что требует суда императора. После чего его привезли морем в Миры, где пришлось пересесть на другой корабль. Это новое судно потерпело кораблекрушение у берегов Мальты, но в конце концов, Павел прибыл в Рим.
Деяния 27:14: юго-восточный ветер и  волна, вал - бурный ветер. Этот ветер застиг корабль, на котором плыл св. ап. Павел из г.Мир Ликийских. Он относился к разряду так называемых Левантских бурных ветров, и свирепствовал с одинаковою силою во всех направлениях между с.-в. и ю.-в. Крепкий ветер, о котором говорится в книге пророка Ионы 1:4, очевидно, принадлежал к разряду Левантских бурных ветров.
Апостолу Павлу, во многих местах проповедовавшему Евангелие, при­ходилось часто вступать в контакты с должностными лицами Римской империи. У римлян каждой дол­жности соответствовал определен­ный официальный титул. В провин­циях сохранялась со времен незави­симости от Рима и своя собственная титулатура.

О торговле и ценах в древнем Израиле
Экономика страны развивалась главным образом за счет сельского хозяйства и торговли. В Библии упоминаются Овечьи и Рыбные ворота и Ворота черепков. По этим названиям можно понять, что́ продавали на рынках у этих ворот. В Священном Писании также упоминается "улица пекарей" и товар, который там продавался, Иеремия 37:21.
В одном библейском справочнике говорится: "На протяжении веков цены менялись, поэтому сейчас трудно определить, сколько стоил тот или иной товар в конкретный период времени в конкретном месте".


4Книга Царств 5 глава рассказывает историю о сирийском военачальнике Неемане, который отправился в Израиль к пророку Елисею, чтобы тот излечил его от проказы. Нееман привез пророку дорогие подарки - десять талантов серебра, шесть тысяч сиклей золота и десять перемен одежд. По нашим меркам это примерно более 400 кг серебра и около 85 кг золота.
Елисей отказался от подарков, но гостю помог.


Из железа изготавливали инструменты, гвозди, ворота, оружие, кандалы, писарские принадлежности и даже ложных богов.
Поскольку в библейские времена плавильные печи и методы плавки были грубыми, железо невозможно было очистить полностью - оно представляло собой сплав с углеродом и другими элементами. Первым человеком, о котором известно, что он ковал железо и выполнял другие работы по нему, был Тувалкаин, Бытие 4:22.

Небольшом острове Патмос в Эгейском море, который был местом ссылки неугодных людей у римлян. Именно сюда был сослан Иоанн за то что говорил о Боге и свидетельствовал об Иисусе, Откровение 1:9.
Патмос - остров крошечный, единственный способ сюда добраться, по морю.

Самые ранние упоминания о миграции птиц находятся в Книге Иеремии, 8:7.

Двенадцать разведчиков обошли всю Обетованную землю. Моисей повелел им узнать о жителях той земли и принести ее плодов. Какие плоды привлекли их особое внимание? Неподалеку от Хеврона они увидели виноградник, в котором рос настолько большой виноград, что двое несли всего лишь одну гроздь. "И пришли к долине Есхол, и срезали там виноградную ветвь с одною кистью ягод, и понесли ее на шесте двое; [взяли] также гранатовых яблок и смокв", Числа 13:24.
В XIX веке один человек, побывавший в Палестине, сообщил: "В Есхоле, или виноградной долине... по-прежнему растут виноградные лозы, а грозди - самые большие и самые вкусные во всей Палестине". Хотя в библейские времена во многих частях Палестины рос отличный виноград, в Есхоле он достигал особенно крупных размеров. В египетских письменах упоминается о том, что вино для фараонов привозили из Ханаана.
"Скалистые склоны холмов [в Палестине], почва с небольшим количеством гальки, летний зной, солнце, осушающее почву после зимних дождей - все это создает уникальные условия для земли виноградных лоз", The Natural History of the Bible.

В библейские времена вокруг городов обычно возводились стены.
Внутри, около ворот, как правило, были площади, где люди собирались, торговали и обменивались новостями. Здесь звучали важные объявления для народа и пророки, возможно, провозглашали свои вести, Иеремия 17:19-20. В одном труде отмечается, что "практически все сделки и соглашения заключались у городских ворот". В древнем Израиле городские ворота были центром общественной жизни.

Беершива, название города из Бытие 26:33 и по сей день носит это название. - Беэр-Шева (באר-שבע) - "Беэр" - колодец, "шева" - семь - колодец семи, седьмой колодец. Но также слово "шева" может означать "клятву", т.е. "колодец клятвы".

Мареша - город в Иудейской низменности, упоминаемый в египетских хрониках задолго до прихода евреев.
Этот город упоминался в книге Иисуса Навина 15:44, так же в Книге Паралипоменон 11:8. Археологи начали раскопки в 1980-х годах, в надежде найти хотя бы фундамент древних построек библейских времен, может быть, какие-то предметы утвари.
Мареша был разрушена в 40 годах до н. э., фактически стерт с лица земли парфянскими воинами.
Археологи бнаружили целый подземный город в совершенно идеальном состоянии, с сотнями просторных пещер, расположенных на разных уровнях и соединенных широкими пролетами лестниц, арками, потайными ходами.
Скорее всего, какие-то подземные сооружения здесь существовали с древнейших времен, до прихода евреев и в ранние библейские времена. Это можно судить по химическому составу отложений на подземных колодцах.


Пророк Иона и Город в 120000 человек, Ниневия.
Было время, когда некоторые критики серьезно сомневались, что в тогдашней Ниневии мог существовать город с населением в сто двадцать тысяч человек согласно Ион. 4:11.
Между тем, археологические раскопки в Нимруде неподалеку от Ниневии обнаружили мемориальный монумент ассирийскому царю Ассурнасирпалу Второму, чья армия напала на Израиль. Среди прочего на монументе был расшифрован и текст, указывающий порядок блюд на „банкете“ в честь освящения дворца владыки, на который собралось семьдесят тысяч человек. В числе гостей перечислены и знать Ниневии.
Она столь многочисленна, что это явно свидетельствует о густой заселенности ассирийской столицы. Так археологическое открытие вновь подтвердило библейское сообщение".


Бейт-Шемеш - Город с таким названием встречался уже в библейские времена. Название города означает "Дом (храм) Шемеша", бога-Солнца.
Именно в Бейт-Шемеше делали остановку филистимляне, когда возвращали израильтянам Ковчег Завета. Как известно из Библии, филистимляне захватили Ковчег в одной из битв, поставили его в храме Дагона, но через некоторое время на них посыпались страшные болезни, их тела стали покрываться язвами. От греха подальше, они решили вернуть Ковчег израильтянам.

О Тивериаде в Новом Завете упоминается трижды, Иоанна 6:1, 23; 21:1. В настоящее время библейская атмосфера спокойствия сменилась шумом и весельем современного курорта и туристического центра.

В Дамаске до сих пор существует та Прямая улица, на которой посланный Господом Анания нашел Савла молящимся, Деяния 9.11.
В античные времена здесь проходила центральная магистраль Дамаска, название которой - "Via Recta" - упоминается в христианских письменных источниках. Под римским началом "Via Recta" была значительно расширена и стала большой оживленной улицей, украшенной колоннадой.

Профессиональные плакальщицы, которых приглашали, чтобы выразить скорбь по умершему, упоминались пророками: "позовите плакальщиц, чтобы они пришли... Пусть они поспешат и поднимут плач о нас", Иеремия 17-18. Профессиональных плакальщиц нанимали таким же образом, как на Западе нанимали бы певцов.

Солнце размером больше чем Луна. "И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды", Бытие 1:16.
Данные Библейский текст написан приблизительно в XV веке д.н.э. Это означает, что Бог через Библейский текст показал этот факт раньше науки и философии на 12 веков.
Первые наблюдения за размерами Солнца и Луны были сделаны Аристархом Самосским в III веке д.н.э. Он пришел к тому, что Солнце больше Луны.

В древности чистильщики одежды, вероятно, могли качественно отбелить одежду. Однако, описывая удивительно белый цвет одежды Иисуса во время преображения, Марк сказал: "Его одежда стала ослепительно белой - такой белой, какой ее не мог бы сделать ни один чистильщик одежды на земле", Марка 9:3.

В Библии упоминается редкий своеобразный сорт меда - каменный. Его собирают дикие пчелы, откладывая в расселинах каменных утесов. Он имеет палевый цвет, обладает приятным ароматом и вкусом.
Соты с медом содержат мало воска и представляют одно кристаллизованное вещество, похожее на леденец.
Мы читаем о том, как Господь вознес народ еврейский " и питал его медом из камня и елеем из твердой скалы", Второзаконие 32:13, а в одном из Псалмов говорится:" Я... насыщал бы их медом из скалы, Псалом 80:17.

Проконсул - Управляющий провинцией, находившейся в подчинении римскому сенату. Деяния 13:7; 18:12.
Прокуратор - Имперский финансовый агент в сенатской провинции или управляющий небольшой провинцией, состоящей в ведении имперского легата. Матфея 27:11; Деяния 23:24; 24:27.

Иудеи в древнем Израиле испытывали страх перед проказой. В библейские времена была распространена одна из форм этой страшной болезни, которая наносила непоправимый вред здоровью, поражала нервные окончания и обезображивала человека. В то время проказа не поддавалась лечению.

Поэтому больные должны были жить отдельно от других людей и предупреждать окружающих о своем заболевании, Левит 13:45, 46.

Инструментом для письма обычно служила тростниковая палочка, один конец которой имел косой срез, расщепленный посередине. Писарь мог подточить острие о кусок пемзы. Такой прибор напоминал современную перьевую ручку с металлическим наконечником.
Чернила, или "черное", чаще всего представляли собой смесь сажи и клея, который служил связующим веществом. Такие чернила продавались в сухом виде. Перед использованием их смешивали с водой в нужной пропорции.
При нанесении на папирус или пергамент они не впитывались. Поэтому ошибку можно было сразу же исправить, стерев ее влажной губкой, которая входила в стандартный набор писаря. Это помогает понять, что имели в виду писатели Библии, когда говорили, что некоторые имена будут стерты из Божьей памятной книги: Исход 32:32, 33; Откровение 3:5.



В библейские времена в знак скорби, стыда или раскаяния люди садились в пепел или посыпали себя им. Об Иове, на которого обрушились беды, сказано, что он "сел в пепел", Иова 2:8.

Пепел также служил символом чего-либо незначительного или не имеющего никакой ценности. Так, Авраам в беседе с Богом назвал себя "прахом и пеплом", Бытие  18:27. А Иов сказал, что слова лжеутешителей - "изречения из пепла", Иова 13:12.

В библейском тексте слова, которые можно перевести как "благовония" или "специи",
обозначают главным образом не приправу к пище, а вещества, получаемые из душистых растений.
Некоторые благовония и специи ценились на вес золота - их даже преподносили в дар царям. Неудивительно, что среди подарков, которые астрологи принесли "иудейскому царю", были благовония, Матфея 2:1, 2, 11.
Почему благовония и специи так высоко ценились? У них было очень широкое применение: их использовали в косметологии, религиозных службах и при подготовке тел к погребению.
Благовония и специи были очень дорогими не только потому, что на них был высокий спрос, но и из-за огромных затрат на их доставку.

Обычай дважды посылать приглашение на праздник характерен для некоторых частей Востока. Подтверждение этой традиции содержится в Библии. За некоторое время до начала празднования посылалось первое приглашение.
Позже слуга приходил еще раз сообщить, что все уже готово. Один примеров этому находится в притче о званом ужине: "Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже все готово", Луки 14:16-17.

Нард - растение до 1 м высотой с лиловыми цветами. Из его мясистых корней и нижней части стебля дистилляцией получают эфирное масло янтарного цвета, которое применялось как благовоние в парфюмерии и медицине.
В Израиле Нард был известен еще со времен Соломона, Песня Песен 1:11; 4:13 , но доставка из далекой Индии делала его очень дорогим, Марка 14:5. Небольшой сосуд с такою мазью стоил более 300 динариев.

В библейские времена, дома бедняков имели лишь одну комнату. Иногда площадь этой комнаты составляла всего три квадратных метра. Дома обычно строили из необожженных кирпичей или из грубых камней и булыжников.
Нередко в трещинах и щелях стен селились насекомые и змеи, Амос 5:19.
Стены складывали очень толстые, чтобы в жаркие летние дни в доме сохранялась прохлада, а холодными зимними ночами удерживалось тепло.

4Книга Царств рассказывает историю о сирийском военачальнике Неемане, который отправился в Израиль к пророку Елисею, чтобы тот излечил его от проказы.
Нееман привез пророку дорогие подарки - десять талантов серебра, шесть тысяч сиклей золота и десять перемен одежд. По нашим меркам это более 400 кг серебра и около 85 кг золота. Елисей отказался от подарков, но гостю помог.

Курица появилась раньше яйца согласно Бытие 1:20-22.

Когда женщине приходил срок разрешиться от бремени, к ней в дом звали повивальную бабку, Исход 1:15-19. Роды проходили на дому: больниц, подобных нашим, не было. Новорожденного сначала омывали, а затем натирали солью, водой и маслом. Считалось, что это полезно для кожи младенца.
Потом ребенка крепко пеленали длинными кусками ткани. Люди верили, что от этого ноги и руки младенца вырастут прямыми.


Вином, смешанным с оливковым маслом, обрабатывали раны. (Добрый самарянин возливал масло и вино на раны человека, пострадавшего от разбойников, Луки 10:34.

Сушеный нард транспортировали по Азии на верблюдах, хранили в алавастровых сосудах, чтобы сохранить его аромат. По этой причине нард был необычайно дорогим.
Об этом говорил Иоанн, описывая, как Мария помазала ноги Иисуса: "Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира", Иоанна 12:3.

Имя "велиар" - упоминаемое в 2Коринфянам 6:15 звучит как "блияаль" (בליעל) и означает: злость, подлость, негодяй.
Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? 2Коринфянам 6:15.

Когда Авраам и его семья впервые пришли в Землю Обетованную, они жили в шатрах, Бытие 18:1–15. Шатры в то время были очень простыми. В подобных шатрах и сегодня живут в пустыне бедуины-кочевники.

Екрон - самый северный из пяти филистимских городов. Падение Экрона было предсказано пророками Иеремией 25:20, Амосом 1:8, Софонием, 2:4; Захарией, 9:5-7.

Небольшой порт на южном побережье Крита. В Хорошие Пристани заходил корабль, на котором везли в Рим апостола Павла. Здесь Павел совещался с центурионом Юлием и капитаном корабля, которые хотели добраться до более удобной гавани, чтобы перезимовать там.
Они вышли в море вопреки советам Павла и были захвачены ураганным ветром, который разбил корабль близ острова Мальта.
Деяния 27:8-12.

В библейские времена мед брали у диких пчел, Судей 14:8-9. Мед использовался в приготовлении сладких блюд, так как сахара тогда не было.
Другой вид сладостей вываривали из виноградного сока, кипятя его, пока он не превращался в густой сладкий сироп. Таким сиропом намазывали хлеб.

Гостеприимством являлось неотъемлемой частью жизни израильтян. Мужчины на Востоке верили, что гости посылаются Богом. Поэтому позаботиться о хорошем приеме считалось священной обязанностью.
Когда Авраам принимал троих необычных путников, его энтузиазм был проявлением восточного гостеприимства, Бытие 18: 2-7.
Мы обычно считаем гостями друзей или знакомых. А на Востоке гостей разделяли на три группы: друзья, путники и враги.

Первым пастырем овец был Авель, Бытие 4:2.

Авессалом - третий сын царя Давида от Маахи. За бесчестие сестры Фамари убил брата Амнона, потом восстал против отца, был разбит, во время бегства запутался длинными волосами в ветвях дерева и был убит.
Еще при своей жизни Авессалом поставил себе памятник в царской долине. Этот памятник был известен из стиха Второй книги Царств:
"Авессалом еще при жизни своей взял и поставил себе памятник в царской долине; ибо сказал он: нет у меня сына, чтобы сохранилась память имени моего. И назвал памятник своим именем. И называется он "памятник Авессалома" до сего дня", 2Царств 18:18.

В Библии встречается мера расстояния "На вержение камня" - Выражение это означает такое расстояние, на какое можно бросить камень, следовательно недалекое, хотя определенно и неизвестное. Встречается Луки 22:41

Иногда в Библейские времена, имя человеку давалось на восьмой день после его рождения, Луки 1.59; 2.21, но в дальнейшем могло меняться - Руфь 1.20; Иеремия 20.3; Ионна 1.42.

В библейские времена дома бедняков имели лишь одну комнату.
Иногда площадь этой комнаты составляла всего три квадратных метра.
Дома обычно строили из необожженных кирпичей или из грубых камней и булыжников. Нередко в трещинах и щелях стен селились насекомые и змеи, Ам. 5:19.
Стены складывали очень толстые, чтобы в жаркие летние дни в доме сохранялась прохлада, а холодными зимними ночами удерживалось тепло.

Для перевозки зерна и других товаров земледельцы и купцы пользовались повозками, запряженными волами. Богатые люди могли себе позволить ездить в колеснице, Деяния 8:20.
Менее состоятельные люди для перевозки тяжестей использовали ослов и мулов, грузя мешки с кладью на спины животных, Бытие 41:25-28.

Во времена правления Езекии царя Иудейского был сделан водопровод и проведен в город Иерусалим. Если верить историкам, которые установили примерную дату его правления, то это примерно 8-7 век до нашей эры, 4Царств 20:20".

"Ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами", Деяния апостолов 11:26.

Ангелы могут являться в образе обычных людей. Так говорит Св.Писание: "Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам”, Евреям 13:2.

Рыба из Галилейского моря и из реки Иордан была любимой пищей, Луки 11:11. Во времена Иисуса множество рыбаков ловили рыбу в Галилейском море.

Люди страдали от многих недугов и болезней, таких как проказа, слепота, глухота, эпилепсия, а также от увечий, Марка 1:32-34.
Многие евреи считали, что болезнь является следствием греха. Если кто-нибудь заболевал, они спрашивали: "Кто согрешил, он или родители его?" Ионна 9:2.

Могильные пещеры закрывались огромными обломками скал. Иногда дверью служил большой круглый камень; им закрывали вход в гробницу, но его можно было откатить в стороны, Луки 24:1-2.

Еврейские племена селились между племен ханаанских свидетельствует и сама Библия: "И жил Асир среди Хананеев, жителей земли той, ибо не изгнал их. И Неффалим не изгнал жителей Вефсамиса и жителей Бефанафа и жил среди Хананеев, жителей земли той", Судей 1:32-33.
Однако в то же время Библия очерчивает весьма четкие границы между племенами.

"Пришли в Мерру, и не могли пить воды в Мерре, ибо она была горька, почему и наречено тому месту имя: "Мерра". И возроптал народ на Моисея, говоря: что нам пить? Моисей возопил к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою. Там Бог дал народу устав и закон, и там испытывал его", Исход 15,23-25.
Вот как это подтверждается сегодня: "…в окрестностях Мерры до сих пор существует горький источник. Англичане произвели химический анализ его воды и обнаружили, что в ней содержится некоторый процент сернокислого кальция. Когда к этой воде добавляется щавелевая кислота, сернокислый кальций оседает на дно и вода теряет свою горечь. Бедуины подслащают горький источник с помощью веток кустарника, именуемого эльвах, соки которого содержат изрядную примесь щавелевой кислоты".

Ливан упоминается главным образом как источник ливанских кедров, Захария 11:1, из которых Соломон построил Храм. Также упомянуты города Тир. Его царем одно время был Хирам. Также Сидон, его жители поклонялись Астарте, 3Царств 11:5.

За долгие века эта земля была известна под множеством разных имен. Вот лишь некоторые из них: Эрец Исраэль (в переводе с иврита Земля Израиля); Сион по имени одного из холмов Иерусалима, который считается символом этого города и Земли Израиля в целом; Палестина слово, производное от Филистия и впервые употребленное римлянами; Земля обетованная; и
Святая земля. Но большинство современных израильтян называют свою родину одним простым и емким словом "Эрец", что в переводе с иврита означает Земля.

Самое длинное слово в русской Библии – облагодетельствовавшему, 23 буквы, Псалом 12:6.


Под Средним Востоком в Библии следует понимать страны к востоку от Месопотамии. Это прежде всего Элам, Исаия 22:6, и Мидия, которые впоследствии были объединены в Персию. Крайним их пределом является Индия, Эсфирь 1:1.

Первая европейская область в которой он оказался называлась Македонией - Деяния 16:12. Также упоминается Ахаия - Деяния 18:27, Иллирик - Римлянам 15:19, Испания - Римлянам 15:24 и Италия - Деяния 18:2.

Иуда Искариот был  казначеем, ему была поручена коробка с пожертвованиями благодарных Иисусу людей и откуда он, вероятно, периодически вытаскивал деньги для себя, потому что в Евангелии от Иоанна Иуда был открыто назван вором, Иоанна 12:6.

На древнем Ближнем Востоке площадь поля нередко обозначалась количеством зерна, необходимого для того, чтобы его засеять.
По-видимому, именно так измеряется площадь поля в Левит 27:16. Но есть и другое предположение: что речь идет о количестве зерна, которое можно собрать с поля в качестве урожая).

Риза - одежда, верхнее платье - Псалом 103:2 ; Евреям 1:11.

В Библии написано что Лот спасался в горы, но горы окружала мертвое море с обеих сторон. Но, упоминание о смоляных ямах в Бытие 14:10 натолкнуло на мысли искать города к юго-востоку от мертвого моря, там было много смолы как естественного нефтяного продукта, и наконец-то поиски увенчались успехом. Содом и Гоморры были найдены под толстым слоем пепла.



Исход
Авторство: евангелисты Лука в Луки 24:27 и Иоанна в Иоанна 5:46 рассказывают, что Моисей написал часть Ветхого Завета. Действительно, Моисей под водительством Духа Божьего, написал первые пять книг Библии, в т.ч. книгу Исход.
Слово "Исход" происходит от греческого и означает "выход": Бог избавил Свой народ от рабства и вывел его из Египта. Это вторая книга Библии, принадлежит к книгам закона.

Имя "велиар" - упоминаемое в 2Коринфянам  6:15, звучит как "блияаль" (בליעל) и означает: злость, подлость, негодяй. "Какое согласие между Христом и велиаром?"

Надпись Валаама
Найдена в 1967 г. экспедицией Х. Френкена в Тель-Дейр-Алла (Иордания) в виде кусков слипшейся штукатурки, упавшей еще в древности во время землетрясения со стен святилища VIII в. до Р. Х.
Сам текст рассказа имеет более древнее происхождение: филологически надпись на арамейском датируется концом II тыс. до Р. Х.
В надписи говорится о Валааме, сыне Веоровом. Содержание не имеет ничего общего с библейской историей, Числа 22-24. Но некоторые фразы, характеризующие провидца, точно совпадают с библейским текстом. То есть это внебиблейское свидетельство историчности Валаама.

Серафимы, упоминаемые в книге пророка Исайи, это определенный вид ангелов, задача которых сжигать все нечистое вокруг. Отсюда их название - "срафим" - (שרפים) - от глагола "Лисроф" - сжигать, Исаия 6:2-7.

Иссоп упоминается в Библии, Исход 12:22, Псалом 50:9, как растение, которое использовалось евреями в качестве кропила. Его стебли, связанные в пучок, были удобны для кропления предметов жидкостью.

Куща (слав.) - шалаш из ветвей. Один из важнейших праздников Ветхого Завета назывался "Праздником кущей" (т.е. "Праздником шалашей"), поскольку во время этого праздника израильтянам предписывалось жить в шалашах. Куща -легкая палатка из веток и листьев для защиты от солнца, Иоанна 4:5.

Самым коротким стихом Библии в русском переводе является заповедь "Не кради", Исход 20:15 - 7 букв. Самым коротким стихом Библии в распространенном английском переводе короля Иакова (KJV) является фраза "Jesus wept", т.е. "Иисус прослезился", Иоанна 11:35 - 9 букв.

Имя Каин (קין), произошло от слова "Ликнот" - покупать, приобретать, так как Ева, когда родила его сказала: "приобрела я человека от Господа", Бытие 4:1.

Первый человек на земле был действительно Адам. Слово "Адам" (אדם) в переводе с иврита означает всего-навсего - человек. Но сейчас мы, все остальные люди произошедшие от него называемся на иврите "Бней-Адам" - мн.ч., и ед.ч. - "Бен-Адам" - дословно - сыновья или сын Адама. "Бней-Адам" - люди.
Также слово земля (не планета) на иврите звучит как "адама" (אדמה), т.е. отсюда следует, что человек был назван так из-за того, что он был создан из земли, "праха земного", Бытие 2:7, 3:19.

Гора Кармил, правильно звучащая как "Кармэль" (כרמל), много раз упоминается в Библии, например Исаия 35:1-2 "Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая ... великолепие Кармила и Сарона; они увидят славу Господа, величие Бога нашего". Кармэль можно перевести как: "кэрэм" - виноградник, "Эль" - Бог. Божий виноградник

Иисус проповедовал в Галилее и Иудее, которые сейчас известны как Израиль и Палестина.
Согласно Библии, переселившиеся сюда во 2 тысячелетии до н. э. евреи называли эту область "Ханаан" ("Кнаан" на иврите). В Книге Иису́са Нави́на11:23 (ивр. יְהוֹשֻׁעַ בִּן-נוּן, Йехошу́а бен Нун) упоминается название "Земля Сынов Израиля" (ивр. ארץ בני ישראל, Эрец Бней Исраэль).

Царь Мелхиседек , Бытие 14:18 - "Мальки-Цэдэк" מלכי-צדק, слово Мэлэх - царь, цэдэк - справедливость, праведность. Т.е. получается - справедливый царь.

Исаак, правильно звучащее как "Ицхак" (יצחק) произошло от глагола "Лицхок" - смеяться, так как в Бытие 17:17 написано: "И пал Авраам на лице свое, и рассмеялся...".

Самое длинное имя из всех встречающихся в Библии - Магер-шелал-хаш-баз. Господь сказал пророку Исаии назвать этим именем своего сына, рожденного от пророчицы. Оно означает "быстрый в добыче" и "скорый в исполнении", Исаия 8:3.

Когда Иисус въезжал на осленке в Иерусалим его встречал народ с возгласами "осанна!" Слово "осанна" [ошианна] переводится с иврита как "спаси нас, пожалуйста." Въезд Иисуса Христа в Иерусалим описан во всех четырех евангелиях: от Матфея в 21 главе, от Марка в 11 главе, от Луки в 19 главе и от Иоанна в 12 главе.

В Библии для измерения светлого времени суток используется понятие "час" или "час дня", например, когда Христос был распят, то по всей земле "сделалась тьма" с шестого часа дня до часа девятого, Луки 23:44. Для того чтобы перевести "библейские часы" на часы обычные, к которым мы привыкли, достаточно знать, что в условиях Палестины солнце восходит около 6 часов утра. Или можно воспользоваться часами на картинке, которые имеют циферблат для отображения библейского времени. Например, сейчас они показывают, что начался пятый час дня по библейскому времени, по-нашему же это 10:10 (десять часов и десять минут).

Где находится историческая Гора Синай?
Теория перехода в районе Суэцкого канала была популярна еще и потому, что Синайский полуостров традиционно считался местом нахождения горы Синай в Египте.
И опять это противоречит Библии, которая говорит, что гора Синай находится в Аравии - Галатам 4:25.
Гора Синай, на которой Моисей получил десять заповедей находиться на другой стороне залива Акаба в Саудовской Аравии.

Мафусаил прожил на земле 969 лет , Бытие 5:29.
Он сталв, таким образом, самым старым человеком в Библии. До потопа люди жили долго, но после него лишь немногие (среди них патриархи и Моисей) жили больше 70-80- ти лет.

Свитки изготовлялись из склеенных один за другим листов папируса, наматываемых затем на палку. Размеры свитков ограничивались удобством использования.
Текст обычно наносился только на одну сторону. Двусторонний свиток назывался по-гречески "опистограф", Откровение 5:1. Некоторые свитки достигали в длину 40 с лишним метров. Средняя длина свитка составляла 6-10 м.

Ной построил свой ковчег из дерева гофер, Бытие 6:14, которое, возможно, является капарисом. Это дерево очень прочное.
Двери Собора Святого Петра в Риме изготовлены из него, и даже спустя 1200 лет на них нет и намека на разрушение.

Самый длинный стих в Библии (согласно Версии Короля Иакова) находиться в Книге Есфирь 8:9. Он состоит из 90 слов (в анг. варианте).
Самый короткий стих Библии находится в Евангелии от Иоанна 11:35 и содержит всего два слова: " Иисус прослезился".

Самое длинное имя из всех встречающихся в Библии - Магер-шелал-хаш-баз. Господь сказал пророку Исаии назвать этим именем своего сына, рожденного от пророчицы. Оно означает "быстрый в добыче" и "скорый в исполнении", Исаия 8:3.

Дольше всех в Библии правил царь Манассия, который был на престоле 55 лет, 4Царств 21:1. Меньше всех правил Царь Замврий, который носил корону всего семь дней, 3Царств 16:15.

Весь народ филистимлян был истреблен, в точности как 2500 лет тому назад предсказывал пророк Иезекииль, Амос 1:8.
Филистимляне были истреблены настолько полностью, что нигде в мире сегодня нет ни единого представителя этого народа.



Марор - собирательное название горькой зелени, которую едят на Песах в соответствии с библейской заповедью: "И пусть съедят мясо [Пасхальной жертвы] в ту же ночь; жареное на огне, с мацой и горькой зеленью пусть едят его", Исход 7:8.

4Книга Царств рассказывает историю о сирийском военачальнике Неемане,
который отправился в Израиль к пророку Елисею, чтобы тот излечил его от проказы. Нееман привез пророку дорогие подарки - десять талантов серебра, шесть тысяч сиклей золота и десять перемен одежд. По нашим меркам это более 400 кг серебра и около 85 кг золота. Елисей отказался от подарков, но гостю помог, 4Царств 5 глава.

< Памятник известняка, известного как Kurkh Monolith, составляет около семи футов в высоту и в настоящее время находится в Британском музее. Обнаруженный в 1862 году в Kurkh, Турции, она была изначально вырезана в с. 850 до н.э. ассирийцами. Текст клинописных относится к бою с участием израильского царя Ахава, который также часто упоминается в Библии, 1Книга Царств.

Библия была первой религиозной книгой, попавшей в космос в виде микрофильма.
Первые слова из Библии, прозвучавшие с Луны, когда астронавты читали Бытие 1:1 "В начале сотворил Бог небо и землю".

В Библии трижды упоминается, как Бог лично что-то писал.
1. На горе Синай Он писал на каменных табличках, когда давал Закон своему народу. Об этом событии можно прочитать в книге Исход с 24 главы.
2. На стене Вавилонского дворца, когда царь Валтасар, осквернил сосуды взятые из израильского Храма. Данное событие описано в книге Даниила 5 главе.
3. Иисус писал пальцем на земле, когда к нему привели женщину уличенную в прелюбодеянии. Эту историю можно прочитать в Евангелии от Иоанна 8 главе.

Иисус был преображен перед Петром, Иаковом и Иоанном, и они получили ключи Царства - Матфея 17:1–13. Некоторые верят, что гора Преображения это гора Ермон; другие верят, что это гора Фавор.

В Библии сказано: "Нельзя служить одновременно Богу и мамоне", Матфея 6:24
мамона (μαμωνãς) в переводе с греческого – "имущество, богатство". Для справки нелишним будет упомянуть и о том, что Маммоном у древних сирийцев называлось божество, олицетворявшее земные блага.

В Библии радуга появилась после всемирного потопа как символ прощения человечества, союза Бога и человечества (в лице/через Ноя) и того, что потопа никогда больше не будет: "И сказал [Господь] Бог: вот знамение завета, который Я поставляю между Мною и между вами и между всякою душею живою, которая с вами, в роды навсегда: Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением [вечного] завета между Мною и между землею. И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга [Моя] в облаке; и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душею живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти. И будет радуга [Моя] в облаке, и Я увижу ее, и вспомню завет вечный между Богом [и между землею] и между всякою душею живою во всякой плоти, которая на земле. И сказал Бог Ною: вот знамение завета, который Я поставил между Мною и между всякою плотью, которая на земле", Бытие 9:12-17.

Растения как материал
Уже в Эдемском саду упомянута смоковница, из которой Адам и Ева сделали одежды: "И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясани", Бытие 3:7.
Из льна изготавливались одежды священников: как верхние, так и нижние:
"о, согрешив и сделавшись виновным, он должен возвратить похищенное, что похитил, или отнятое, что отнял, или порученное, что ему поручено, или потерянное, что он нашел", Левит 6:4;
"Уставы Мои соблюдайте; скота твоего не своди с иною породою; поля твоего не засевай двумя родами семян; в одежду из разнородных нитей, из шерсти и льна, не одевайся", Левит 19:19.
Ковчег Ноя был сделан из дерева гофер:
"Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи", Бытие 6:14.
Ковчег завета - из дерева ситтим или акации: "", Исход 37:1.
В качестве строительного материала упомянуты кедр:
"посажу в пустыне кедр, ситтим и мирту и маслину; насажу в степи кипарис, явор и бук вместе", Исаия 41:19;
"И построил он дом из дерева Ливанского, длиною во столоктей, шириною в пятьдесят локтей, а вышиною в тридцать локтей,на четырех рядах кедровых столбов; и кедровые бревна положены были на столбах", 3Царств 7:2;
кипарис: "и две двери из кипарисового дерева; обе половинки одной двери были подвижные, и обе половинки другой двери были подвижные", 3Царств 6:34;
масличное дерево:
"посажу в пустыне кедр, ситтим и мирту и маслину; насажу в степи кипарис, явор и бук вместе", Исаия 41:19;
"Для входа в давир сделал двери из масличного дерева, с пятиугольными косяками", 3Царств 6:31.

Растения часто упоминаются в Библии. Сообщается, что они, трава и деревья, были сотворены на третий день: "И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее, и] дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так", Бытие 1:11.
Однако некоторые растения появились позже как проклятие за грех прародителей - тернии: "терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою", Бытие 3:18.





Нашли место, где Иисус исцелил слепого - Вифезда
В Евангелии от Иоанна рассказывается о том, как Иисус исцелил больного возле купальни Вифезда. В тексте даже описаны пять крытых ходов, ведущих в купальню. Ученые долгое время считали, что этой купальни не существовало, пока не нашли ее на глубине сорока футов под землей, полностью сохранившейся и имеющей пять ходов.
При купальне лежал расслабленный, страдающий своей болезнью 38 лет и почти потерявший надежду на исцеление, так как некому было опустить его в купальню при возмущении воды.
Иисус сказал ему: "возьми постель твою и ходи". И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Чудо было совершено в субботу и, видя расслабленного, несущего свою постель, иудеи говорили: "сегодня суббота; не должно тебе брать постели", на что он отвечал: "Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи", Иоанна 5:12 - но не мог сказать, кто исцелил его.
Позже в храме его встретил Иисус и сказал: "вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже". Когда стало известно, кто совершил исцеление в субботу, то "искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу".
Вифезда - купель в Иерусалиме, она же и Овчая, в древности имевшая пять притворов; и ныне показывается в двух находящихся там бассейнах, из которых один, наполняется ежегодными дождями, другой же имеет чудным образом окрашенную в красный цвет воду, представляя, как говорят, след омывавшихся в нем жертв, отчего и зовется: Овчий, по причине жертв.
Вифезда располагалась около северной стены Иерусалима, у Овечьих ворот, через которые прогонялись к Храму жертвенные
животные и где был расположен рынок этих животных.
Рядом с ними находится высохший водоем, который ранее содержался некогда в исправности, так как его берега выложены прочными стенами древнееврейской кладки. Он имеет правильную четырехугольную продолговатую форму.
У местных жителей-арабов он называется "Биркет Израиль" то есть прудом израильским. У его западной стены сохранились развалины двух арок, которые могут соответствовать упоминаемым евангелистом Иоанном "крытым ходам".
Вифезда, большой бассейн (150x50x15 м), состоящий из двух резервуаров, разделенных стеной. Обнаружен в 1914 году на территории монастыря Белых отцов, рядом с церковью св. Анны.


В древности разные народы представляли Землю по-разному. Индусы, например, считали, что Земля плоская и покоится на спинах слонов, которые, в свою очередь стоят на черепахе. Греки думали, что Земля по форме напоминает щит воина и омывается Океаном. Первым, утверждавшим, что Земля - шар, принято считать Пифагора, VI в до н. э.
В Библии, в книге Исаии 40:22 сказано: "Он есть Тот, Который восседает над кругом земли...". Слово חוּג [ khoog ] переведенное как "круг", может также иметь значение "шар".
А в книге Иова 26:7 сказано: "Он распростер север над пустотою, повесил землю ни на чем".
Принято считать, что книга Исаии была написана ок. VII - VIII вв. до н. э. О времени же написания книги Иова точных данных нет, но некоторые исследователи относят ее к периоду XV - XIII вв. до н. э.
Таким образом Библия полностью согласуется с современными представлениями о Земле, не смотря на ее возраст.

Во время раскопок Иерихона (1930-1936) Гарстанг сделал такое поразительное открытие, что счел нужным засвидетельствовать его специальным документом, подписанным им самим и еще двумя членами экспедиции.
Он пишет об этом открытии следующее: "Что же до главного факта, то в нем, таким образом, не остается никаких сомнений: стены города упали в направлении наружу, причем полностью, так что нападающие могли вскарабкаться по их обломкам и пройти в город".
Почему этот факт столь необычен? Дело в том, что стены городов не падают наружу, они падают вовнутрь. И тем не менее, в книге Иисуса Навина мы читаем: "...и обрушилась стена города до своего основания, и народ пошел в город, каждый с своей стороны и взяли город", Иисус Навин 6:19. Эти стены упали именно наружу

Термин "папа" (pappas) по-гречески означает "отец".
В первые века христианства это название применялось ко всем епископам, а первоначально - ко всем священникам, пользовавшимся правом благословения. Имеются свидетельства того, что в VI веке некоторые епископы еще назывались "папами".
P.S. - "А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник - Христос", Матфея 23:8-10.

Коды в Библии
Наиболее интересный пример дает слово ”сатана”. Сумма числовых значений букв этого слова на иврите составляет 359. Слово "сатана” впервые появляется в Библии в 359 главе* от начала, в 1Паралипоменон 21:1 "И восстал сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление Израильтян".
Но это не все.
Христиане Запада, зная, что рождество в действительности - сатанинский праздник и отмечает вовсе не рождение Иисуса, а рождение языческого бога солнца в день зимнего солнцестояния: 25 декабря, давно подозревали, что Санта Клаус – злая задумка сатаны, чтобы отвлечь людей от Иисуса к своему детищу**. Некоторые сравнивали имя "Santa Claus" с "Satan claws" (когти сатаны). Каково же было удивление, когда кто-то подсчитал, что 359-ый день (в году- 365 дней) приходится точно на 25 декабря - Рождество.

Первая птица, которая упоминается в Библии - ворон, вторая - голубь : "выпустил ворона, [чтобы видеть, убыла ли вода с земли,] который, вылетев, отлетал и прилетал, пока осушилась земля от воды. 8 Потом выпустил от себя голубя, чтобы видеть, сошла ли вода с лица земли", Книга Бытия 8:7-8.

Самые древние библейские тексты - Числа 6:22-27 "И сказал Господь Моисею, говоря: скажи Аарону и сынам его: так благословляйте сынов Израилевых, говоря им: да благословит тебя Господь и сохранит тебя! да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир! ак пусть призывают имя Мое на сынов Израилевых, и Я [Господь] благословлю их".
Выгравированные на двух серебряных амулетах, были найдены под Шотландской церковью в Иерусалиме в 1979 г. Они относятся приблизительно к 587 г. до н. э.

Самой длинной книгой в английском и русском переводе Библии является Книга псалмов, а самой длинной прозаической частью является Книга пророка Исайи, состоящая из 66 глав.Самой длинной книгой в английском и русском переводе Библии является Книга псалмов, а самой длинной прозаической частью является Книга пророка Исайи, состоящая из 66 глав.

За всю историю человечества было добыто 165 000 тонн золота (по состоянию на конец 2009 года), причем половина этого количества - в ЮАР.
Если отлить его в единый слиток, получится куб со стороной всего 20 метров - он, например, легко бы вместился целиком в спорткомплекс "Олимпийский".
"Мое серебро и Мое золото, говорит Господь Саваоф", Аггей 2:8.

"И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды", Бытие 1:16.
Красота и "точность" солнечного затмения обусловлены чудесным совпадением - диаметр Солнца в 400 раз больше диаметра Луны, при этом расстояние до него в 400 раз больше, чем до Луны.

Как и сегодня, в библейские времена огонь играл важную роль в жизни человека. Очищение, ковка и литье металлов, приготовление пищи и отопление домов, жертвоприношения и сжигание фимиама - вот лишь некоторые из упомянутых в Библии процессов, требовавших применения огня.
Тувалкаину, который ковал различные инструменты из меди и железа, должно быть, приходилось разжигать очень жаркое пламя, особенно если учесть, что железо плавится при температуре 1 535°C: "Цилла также родила Тувалкаина [Фовела], который был ковачом всех орудий из меди и железа. И сестра Тувалкаина Ноем", Бытие 4:22.
Поскольку разжечь огонь было нелегко, его, очевидно, каким-то образом переносили с места на место.

Выражение "не хлебом единым" - библейское. Оно записано в книге Второзаконие 8:3. Именно это место Писания процитировал Иисус, когда был искушаем сатаной в пустыне. Сатана сказал: "Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами." На что Иисус ответил: "Написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих".

Самый популярный стих в Библии об Иисусе Иоанна 3:16 - "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную ".

Акравим - это был ряд холмов на южной окраине Иудеи к Мертвому морю:   "и направится граница на юг к возвышенности Акравима и пойдет через Син, и будут выступы ее на юг к Кадес-Варни, оттуда пойдет к Гацар-Аддару и пройдет через Ацмон", Числа 34:4. По названию можно думать, что в нем водились скорпионы, которыми он и доселе продолжает изобиловать.

Царь Мелхиседек: "и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, - он был священник Бога Всевышнего", Бытие 14:18 - "Мальки-Цэдэк" (מלכי-צדק), слово Мэлэх - царь, цэдэк - справедливость, праведность. Т.е. получается - справедливый царь.

Ясли, кормушки для скота, найденные археологами на территории римской виллы в Ципори, древний Сепфорий – столица Галилеи, представляют собой "каменный ящик". В библейские времена обычно не было деревянных яслей, основные предметы домашнего пользования делались каменными или из глины.

В крестьянском доме трапезы были очень простыми. Как такового завтрака не было вообще. В лучшем случае перекусывали по пути на работу. В середине дня обычно ели хлеб с оливками. Вечером подавали овощное пюре. "Ложками" служили куски хлеба, которые макали в общий котел. Если в доме были важные гости, в горшок с овощами могли положить мясо. Ели сидя на полу.

Бич "И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул", Иоанна 2:15.
Обыкновенно делался из трех кожаных ремней, или плетеных веревок: по закону Моисееву можно было давать только сорок ударов бичом: "Если будет тяжба между людьми, то пусть приведут их в суд и рассудят их, правого пусть оправдают, а виновного осудят; и если виновный достоин будет побоев, то судья пусть прикажет положить его и бить при себе, смотря по вине его, по счету; сорок ударов можно дать ему, а не более, чтобы от многих ударов брат твой не был обезображен пред глазами твоими", Второзаконие 25:1-3;
"От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного", 2Коринфянам 11:24.
Спасибо,
bible-facts.ru
Просмотров: 3462